Вольф Хаас
(Wolf Haas)
(род. в 1960)
Библиография произведений Вольфа Хааса

Хаас       Вольф Хаас – один из самых успешных современных австрийских писателей известный, в первую очередь, как автор криминальных триллеров, родился 14 декабря 1960 года в коммуне Мариа-Альм (округ Целль-ам-Зе в федеральной земле Зальцбург), в семье официантов. Учился в интернате католической частной гимназии Borromaum в Зальцбурге, в 18 лет поступил в университет Зальцбурга по специальности "Психология", а через год начал изучать германские языки и лингвистику. После окончания университета два года преподавал в университете в Суонси (Южный Уэльс, Великобритания).
     Вернувшись в Австрию в 1990 году, Хаас начинает практически с нуля – с работы копирайтером в различных рекламных агентствах, и здесь он прославился как сочинитель остроумных рекламных текстов, главным образом, для детей. Затем оставляет эту успешную работу и посвящает себя полностью писательской деятельности.
      Литературную карьеру начинает с оптимизмом новичка, который в своей жизни прочитал всего нескольких детективных романов, но его слова, сказанные ещё в начале работы в рекламе: «Я ничего не знаю о рекламе, но я буду хорошо делать свою работу» свидетельствуют о твердой уверенности в себе.
      В 1996 опубликован его первый роман "Auferstehung der Toten" с главным героем – бывшим полицейским, а ныне частным детективом Саймоном (Симоном) Бреннером. Роман оказался третьим в списке произведений, удостоенных премии «Лучший немецкоязычный детектив года». В следующие семь лет он написал ещё шесть криминальных романов, пять из которых посвящены любимому герою. В единственной истории без Бреннера «Ausgebremst» его место заняли два других детектива, с которыми читатели встречаются в романах «Komm, su?er Tod» и «Silentium!».
      Каждая книга о Бреннере имеет собственный сюжет и собственных персонажей; действие происходит в разных местах Австрии и Германии: Вене, Граце, Целль-ам-Зе, Гамбурге. Автор заставляет своего героя бродить по городам и странам, оставляя его без дома и какой-либо стабильности в жизни. Но все истории следуют одной общей линии, которую можно видеть в романе «Das ewige Leben»: пятидесятилетний Саймон возвращает в места своего детства, где грехи молодости, (о них смутно упоминалось в прежних романах) захватят его и свяжут с бывшим товарищем по полицейской школе. В последней книге цикла «Der Brenner und der liebe Gott» Бреннер, герой и повествователь романов Хааса, умерший в предыдущей книге, неожиданно возвращается.
      Произведения Бреннер-цикла критики относят к жанру «Нуар». Бреннер – бывший полицейский, недалекий, жертва хронической мигрени, полагающийся больше на свой опыт и интуицию, чем на логику и дедукцию – создан по стереотипу героев «черного» романа Сэма Спейда и Филипа Марлоу. По словам Хааса, почвой его «разрушительного» менталитета, помимо многих других вещей, является творчество двух знаменитых соотечественников – Томаса Бернхарда (за исключением любимого жанра мастера – театра) и Фридриха Дюрренматта с его кредо "Искусство вмешивается там, где никто не предполагал».
      После «Das ewige Leben» Вольф объявил, что больше никогда не будет писать триллеров, и в 2006 году публикует психологический роман "Das Wetter vor 15 Jahren" («Погода 15 лет назад») – историю любви, написанную по материалам интервью литературного критика с вымышленным автором. Роман был награжден немецкой литературной премией "Wilhelm-Raabe-Literaturpreis".
      Творчество Вольфа Хааса отмечено Бургдорфской премией в Швейцарии. Он является лауреатом 11 литературных премий.
      По роману "Приди, сладкая смерть" («Komm, su?er Tod») в 2000 году снят одноименный фильм, где Бреннера сыграл знаменитый австрийский актер кабаре Йозеф Хадер. Фильм имел не меньший успех, чем его литературный источник.
      Кроме того, экранизированы ещё две книги Бреннер-цикла: Silentium! (2004) и Der Knochenmann (2009). Хотя Хаас считает, что его книги невозможно адаптировать, он участвовал в создании всех трех сценариев и даже появился в небольшом эпизоде в роли молодого священника в фильме «Silentium!».
      Радиопостановки по романам о Бреннере тоже имели большой успех. В 1999 и 2000 годах «Auferstehung der Toten» и «Der Knochenmann» были признаны слушателями лучшими радиодрамами.