Томас Хэнши (Ханшэу)
(Thomas W. Hanshew)

(1857-1914)
Библиография произведений Томаса Хэнши (Ханшэу)

Хэнши
      Англо-американский актер и писатель Томас Хэнши родился в 1857 году в Нью-Йорке в Бруклине. С детских лет увлекался театром и в 16 лет начал играть небольшие роли с Эллен Терри, которая впоследствии стала известной актрисой Лондонского Императорского театра. Постепенно Хэнши вырастает в успешного театрального актера. Он играет уже большие серьезные роли с Кларой Моррис и Аделаидой Нильсон. Одновременно молодой актер начинает писать бульварные романы.
     В конце девятнадцатого века в сорок три года Томас Хэнши вместе с семьей переезжает в Лондон. Здесь он продолжает писать, правда, теперь уже не дешевые мелодрамы, а криминальные истории. На свет появляется новый «серийный» герой по имени Гамильтон Клик. Биография героя фантастична и причудлива: наследный принц некоего вымышленного балканского королевства под названием Моравания (граничащего на севере с Руританией и на юге с Граустарком), силою обстоятельств вынужденный бежать из родной страны. Он появляется в Лондоне и становится … выдающимся грабителем. Гамильтон получает прозвище "Человек, у которого сорок лиц", так как обладает удивительным природным даром – умеет маскироваться, изменять свой внешний облик: черты лица, голос, движения, жесты, походку. Он не нуждается в гриме или ложных бакенбардах, потому что меняется только силой воли.
     В Лондоне он стал известен как «Исчезающий взломщик». Его криминальный талант бросает вызов знаменитому Скотланд-Ярду в лице суперинтенданта Нэркома. Но … вскоре Клик влюбляется в порядочную девушку Эльзу Лорн и решает завязать с преступной деятельностью. Он предлагает Нэркому использовать его редкий дар и услуги и под именем капитана Барбэджа становится консультантом Скотланд-Ярда. «Я устал валяться в грязи» заявляет Клик и добавляет «Глаза женщины зажгли для меня путь на небеса. Я хочу подняться к ней, чтобы завоевать ее, чтобы быть достойным ее и стоять рядом с ней в свете».
     Хотя Клик отказался от прежней преступной жизни, он никогда не раскрывает свою истинную сущность, все время отбиваясь от скелетов и демонов криминального прошлого. Литературные критики отмечали, что произведения Хэнши – это, скорее, авантюрно-приключенческие детективы, поскольку сюжеты часто включали странные и невозможные обстоятельства. Особенно это касается серии о Клике. Несмотря на хороший слог и динамику повествования эти истории имеют много недостатков; не в последнюю очередь это мелодраматический стиль и невероятные ситуации: скелеты о девяти пальцах, смерть десятого числа каждого месяца, необъяснимые следы, «сигнальные» татуировки, которые можно удалить только отрезав руку; люди, исчезающее прямо на глазах, и другие тайны. «Читатель, который не готов или не может преодолеть свое недоверие, никогда не сможет прочитать Томаса Хэнши с удовольствием».
     Рассказы о Гамильтоне Клике публиковались в различных британских журналах и сборниках с 1901 года. Первый авторский сборник – Тhe Man of the Forty Faces («Человек с сорока лицами») – вышел в 1910-ом и имел огромный успех. В период между 1910 и 1925 годами опубликовано более пятидесяти коротких историй.
     Томас Хэнши умер 3 марта 1914 года в Лондоне. После его смерти истории о Клике продолжали писать его жена Мэри и младшая дочь Хэзел Филипс. Они использовали свои записи, чтобы продолжить серию, и даже сохранили имя оригинального автора. Всего вышло около 150 романов Хэнши, часть из них в соавторстве с женой и дочерью. Хэзел стала создателем последних двух томов серии о Клике, которые были опубликованы в самом начале тридцатых годов.
     По мнению некоторых литературных критиков Хэнши был одним из авторов рассказов о Нике Картере, но этому никогда не было подтверждения. Невзирая на большую популярность и влияние на многих более поздних писателей, например таких, как Джон Диксон Карр, творчество Хэнши мало известно современному читателю. Метод Клика по маскировке был использован Полом Эрнстом для его романов о Ричарде Бенсоне в журнале Avenger (1939-1942). Хэнши считают автором, которого следует принимать в контексте его времени и традиции, из которой он вышел.