№ 104

НАПАДЕНИЕ НА 13-й УЧАСТОК

обложка
США, 2005, 109 мин.
Режиссер: Жан-Франсуа Рише
В ролях: Итан Хоук, Лоуренс Фишберн,
Гэбриэл Бирн, Дре де Маттео, Джон Легуизамо,
Мария Белло, Джа Рул, Питер Брайант,
Фульвио Чечере, Мэтт Крэйвен, Ким Коатс,
Кортни Каннингэм, Брайан Деннехи

      В последнюю ночь 13-го полицейского участка офицер Джейк Роник вынужден поместить за решетку знаменитого гангстера Мариона Бишопа и нескольких преступников. Таким образом участок, предназначенный на снос, становится центром кровавой бойни. Взвод продажных копов во главе с Маркусом Дюваллом пытается уничтожить Бишопа, готового дать показания в суде, и всем невольным жертвам - от Роника и секретарши до уголовников - нужно противостоять нападению, чтобы число 13-ть не стало для них роковым…
      Хуже нет ремейков культовых фильмов. Фильм, обретший статус культа, в большей степени, нежели обычные классические ленты, получает право на неприкосновенность и самодостаточность. Жан-Франсуа Рише дербанит оригинальный боевик Джона Карпентера с ловкостью бойцовой псины, мертвой хваткой впивающейся жертве в горло; с тем же успехом лет через десять можно переснять "Бешеных псов" или "Криминальное чтиво". Карпентер, еще в начале карьере задавший в своем "Нападении…" сюжетную ситуацию, раз за разом которую будет проигрывать в последующих фильмах, вывел банальную стрелялку на уровень экзистенциальной притчи. В его лентах зло подчас лишено было жанровых условностей и в чистоте своей обретало метафизическую окраску, а сам режиссер верил, что маленькое замкнутое пространство способно не только противостоять ударам извне, но и внутри себя объединять крайние полюса (полицейских и убийц, скептиков и верующих, вампиров и охотников, обывателей и героев) в их отчаянном, но решительном порыве выжить во что бы то ни стало. Эту формулу изобрел не Карпентер, конечно, но он довел ее до совершенного блеска. Рише упрощает ситуацию, выпрямляет ее, утяжеляет логической последовательностью, добавляет щепотку банального психоанализа и кондовых диалогов с претензией на юмор, где в тривиальнейшем действе уютно чувствуют себя, пожалуй, лишь Фишберн и Легуизамо в ролях крупного и мелкого подонков. Сам фильм словно от лукавого, с которым нередко боролись герои Карпентера. Зрителям, не знакомым с оригиналом, будет все равно, а создатель настоящего "13-го участка" недавно отказался от модерновой переделки собственного "Тумана" - это малое, видимо, на что способен он в противостоянии повальной ремейкизации.

Алексей Дубинский - Дневник кино