№ 11

СПАСИБО ЗА ШОКОЛАД

обложка
Франция-Испания-Швейцария, 2000, 99 мин.
Режиссер: Клод Шаброль
По роману Шарлотты Армстронг "Шоколадная паутина"
В ролях: : Изабель Юппер, Жак Дютрон, Анна Мугьялис,
Рудольф Поли, Брижитт Катийон, Мишель Робен, Матьё Симоне

      Мари-Клэр, владелица крупнейшей шоколадной фабрики "Мюллер", выходит замуж за всемирно известного пианиста Андре Полонски после того, как его жена погибает в автомобильной катастрофе. Спустя несколько дней в жизни Полонски появляется еще одна женщина - молодая Жанна Пуле, уверенная, что она его дочь, которую много лет назад в роддоме подменили на другого ребенка. Излишняя активность Жанны и доброе расположение Андре к музыкально одаренной девушке нервируют Мари-Клэр. Она отправляется на кухню, чтобы приготовить чашку горячего шоколада...
      Лучше всего ленту смотреть в контексте всего творчества Клода Шаброля. Только непосвященным интрига фильма может показаться предсказуемой. Оригинальность шабролевского детектива в том и заключается, что уже с начала разгадка кажется столь прозрачной, что фильм плавно перетекает в иное жанровое состояние. Получается очередная психологическая драма о почерневших скелетах в шкафах внешне респектабельных буржуазных семей, поведанная языком печальной элегии. По иронии судьбы, шабролевские мерзавцы и мерзавки зачастую преследуют не корыстные цели, а просто стремятся упорядочить свою тихую и размеренную жизнь, завоевать право на благополучный, гармоничный мир. Это и заставляет их совершать непредсказуемые вещи. С раздражением отравительница Мари-Клэр выдерживает натиск своего старого помощника, предлагающего переорганизовать сложившуюся структуру фабрики, точно так же она раздражается экспрессивному натиску Жанны, которая буквально взрывает ее только что завоеванный мирок. Так же и Андре, только что уличивший Мари-Клэр в убийстве, предпочитает забыться за любимым фортепиано. Понимая, что старые отношения разрушены, они полностью отдают себя на волю судьбе. У Шаброля так почти всегда: стоит случайно перепутать детей в роддоме - и спустя годы сработает механизм роковой ловушки.

Алексей Дубинский - Дневник кино