№ 12

ПОБЕГ

обложка
США, 1972, 122 мин.
Режиссер: Сэм Пекинпа
По роману Джима Томпсона
В ролях: Стив МакКуин, Эли МакГро,
Бен Джонсон, Салли Стразерс, Эл Леттьери,
Слим Пикенс, Ричард Брайт, Джек Додсон,
Даб Тэйлор, Бо Хопкинс, Рой Дженсон,
Джон Брайсон, Билл Хэрт, Том Раньон,
Уитни Джонс, Джим Кэннон, Дуг Дадли,
Стэйси Ньютон

      Грабитель Картер МакКой, чтобы выйти из тюрьмы, соглашается на предложение влиятельного человека и разрабатывает план нового ограбления. На дело с ним идут навязанные дилетанты, и все проходит не так гладко, как планировалось. Теперь МакКой вместе с женой спасается бегством от полиции, людей застреленного ими благодетеля и недобитого напарника Руди...
      Мрачный взгляд на серый мир создателя крутых боевиков Джима Томпсона идеально накладывается на пессимистическую манеру Сэма Пекинпа; на выходе получаем образец криминального жанра 70-х. При этом, "Побег" еще не самая безысходная лента Пекинпы, если учесть, что своим героям он позволит-таки безболезненно смыться за границу. Тем не менее, режиссерская мизантропия вылилась в создание серого, обезличенного пространства, в котором все предатели и сволочи настолько, что надеяться остается только на себя. МакКой предпочитает придерживаться собственного кодекса чести, который, впрочем, не подразумевает джентльменского отношения к окружающим. Помятый, бесцветный Стив МакКуин стопроцентно вписывается в роль бандита, которому сопереживаешь не за благородство натуры, а за то, что он лучший среди прочих. Согласно Пекинпе, такие люди заслуживают награбленные деньги уже потому, что в разговоре с тобой, подобно мерзавцу Руди, не прячут за спину приготовленный пистолет.
      Это не главный у Пекинпы, но все же показательный для его творчества фильм. Над сценарием работал новичок Уолтер Хилл, будущий известный режиссер, следом за "Побегом" попробовавший и себя в боевиках "а-ля Пекинпа" - "Водитель" и "Тяжелые времена". Получилось не слишком - будь сам мизантропом, чтобы снимать подобное кино. Это подтверждает и спустя двадцать лет снятый закономерный ремейк, внешне мастеровитый, но уже лишенный внутреннего авторского нерва.

Алексей Дубинский - Дневник кино