№ 24

ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ

обложка
Франция-США, 2000, 110 мин.
Режиссер: Стивен Хопкинс
По роману Джона Уэйнрайта "Промывка мозгов"
В ролях: Джин Хэкман, Морган Фриман,
Моника Беллуччи, Томас Джейн

      Действие разворачивается в Пуэрто-Рико. Адвокат Генри Херст, обнаруживший тело задушенной девочки, из свидетеля превращается в главного подозреваемого, когда инспектор Виктор Бенезе, предложивший Херсту заскочить к нему на десять минут перед своей тронной речью на благотворительном банкете, ловит его на несоответствиях в показаниях. Генри, определенно что-то скрывающий, все больше и больше запутывается во лжи, так что инспектору и его настырному молодому помощнику уже не приходится сомневаться: убийца у них в кармане...
      "Под подозрением" - редкий сегодня в американском кино гость, тот тип психологического детектива, что вместо увлекательного экшна предлагает двухчасовую разговорную дуэль следователя и подозреваемого. Подобное, конечно, не новость в кинематографе, а сюжет восходит к классическим сценам игры в кошки-мышки Порфирия Петровича с Раскольниковым. Есть, впрочем, и существенные отличия: невероятная энергетика допросов в романе Достоевского рождается из осведомленности читателя в несомненной виновности Раскольникова. Здесь же до самого финала нам предлагают сомневаться в вине Генри Херста, а метафизические поиски русской классики заменены обычными проблемами сексуального и социального характера. Так, Херст считает, что нападки на него Бенезе основаны на извечной классовой неприязни жителя бедных районов к влиятельным, богатым людям. Бенезе, напротив, уверен, что проступки Херста произрастают целиком из его благосостояния. Когда-то Генри купил за деньги молодую жену, теперь же вынужден расплачиваться за это надвигающейся старостью, презрением красавицы Шанталь и все более явными педофильскими наклонностями.
      Но, как выясняется, большие страсти и мелкие страстишки свойственны любому, не зависимо от его счетов в банке и той наличности в бумажнике, которую он может себе позволить. А психологический детектив на поверку оказывается моральной дилеммой с нравоучительной подтекстом. Но стоит отметить мастерство штатного голливудского постановщика Стивена Хопкинса ("Кошмар на улице Вязов-5", "Сметенные огнем", "Призрак и Тьма", "Затерянные в космосе"), предпочитающего, если судить о других его лентах, все же внешний экшн, а не внутренний. Он выстраивает действие таким образом, что до самого конца ждешь подвоха, типичной для подобных фильмов неожиданной развязки. То, что получается в результате, тоже неплохо - благодаря отличному дуэту Хэкмана и Фримана, также выступивших исполнительными продюсерами.
      Фильм является очередным американским ремейком французского кино, драмы Клода Миллера "Под предварительным следствием" (1981) с Лино Вентурой, Мишелем Серро и Роми Шнайдер.

Алексей Дубинский - Дневник кино