№ 27

БАГРОВЫЕ РЕКИ

обложка
Франция, 2000, 105 мин.
Режиссер: Матьё Кассовиц
По одноименному роману Жана-Кристофа Гранже
В ролях: Жан Рено, Венсан Кассель,
Надя Фарес, Доминик Санда, Карим Бельхадра,
Жан-Пьер Кассель, Дидье Фламан, Франсин Берж
Франсуа Леванталь, Филипп Наон, Лоран Лафитт,
Робер Гендро, Кристоф Бернар, Никки Нод

      В маленьком французском городке Гренон полицейский Пьер Ньеман расследует серию жутких убийств студентов старейшего в стране университета. В таком же провинциальном городишке Сарзаке, находящемся в ста километрах от Гренона, молодой коллега Ньемана лейтенант Макс Керкерян начинает дело об осквернении могилы девочки Жюдит Эро, погибшей около двадцати лет назад. Но эти расследования не сложатся в общую картину преступления, пока Ньеман и Керкерян случайно не встретятся и не поймут, что работают над одним и тем же делом...
      "Багровые реки" - один из тех дорогих проектов французского кино, что призван обыграть Голливуд на его же поле. Именно поэтому молодой постановщик Матьё Кассовиц, прославившийся как автор бескомпромиссных драм "Ненависть" и "Убийца/Убийцы", в своей новой работе сознательно отказывается от статуса режиссера "авторского" кино, чтобы увлечь зрителей по-настоящему шокирующим триллером.
      Развлечения ради можно сравнить, как ловко он перерабатывает одноименный роман Жан-Кристофа Гранже, послуживший литературной основой и переведенный на русский язык в популярной серии "Лекарство от скуки" (не лучшим образом, кстати). Несколько монотонное повествование книги сменяется замечательным по ритму действием, откуда специально убраны "лишние" персонажи и "ненужные" сюжетные линии. Безусловно, имеются потери по смыслу, однако этих "швов" не видно, если не знать первоисточник.
      Рено идеально подходит на роль брутального, неуравновешенного Ньемана, а вот ради своего любимого актера Венсана Касселя ("Доберман", "Ненависть", "Братство волка") Кассовиц даже поменял романного полицейского-араба Карима Абдуфа на армянина Макса Керкеряна. Все это, так или иначе, определенно идет на пользу фильму. К нему можно предъявлять претензии, но лучше вспомнить, что другая попытка французов сыграть в американский триллер - фильм Алена Барберяна "Шесть" - получилась намного хуже.

Алексей Дубинский - Дневник кино