№ 36

ВНЕ ВРЕМЕНИ

обложка
США, 2003, 114 мин.
Режиссер: Карл Фрэнклин
В ролях: Дензел Вашингтон, Ева Мендес,
Саня Лэтэн, Джон Биллингсли, Роберт Бэйкер,
Алекс Картер, Энтони Короун, Терри Лофлин,
Нора Данн, Джеймс Мюрто, Пегги Шеффилд,
Эвелин Брукс, Эрик Хиссом, Том Хиллман,
Пэррис Бакнер, Эриэн Уоринг Эш, Майк Пневски,
Верил Джонс, Тим Уэйр, Джесси Битон,
Эд Аматрудо, Нейл Браун-мл., Елена Мария Гарсиа,
Дэвид Дж. Негрон-мл., О. Л. Дьюк, Шарлин Гарсиа,
Род Мэдофф, Стив Ролерсон, Сюзанн Грэнт

      Полмиллиона долларов в сейфе шефа полиции становятся катализатором кошмарных событий в скромном городке Бэньян Ки. Как только шеф Мэтт Ли Уиток решился "одолжить" эту сумму своей любовнице на лечение, та мгновенно угорела вместе с мужем в собственном доме. Но это полбеды - ложные улики говорят, что Мэтт причастен к этому, и ему срочно нужны доказательства своей невиновности. Не то к рукам его приберет экс-супруга Аликс - она ведет расследование...
      Едва Мэтт - и мы вместе с ним - узнает о неизлечимой болезни Энн, становится очевидно - мужика раскручивают на деньги. Не составит труда, начиная с 15 минуты, просчитать интригу фильма до финала и нигде не ошибиться. Удивительная старомодная прямолинейность сюжета обескураживает, хотя слишком явно ни сценариста, ни режиссера ни коим образом не смущает. Так что ясно - нам предлагают сыграть в ностальгию, пережить сладкие воспоминания о стародавних временах, когда подобные заигрывания со зрителем еще считались мастерскими рассказами и позволяли Хичкоку, а также его последователям, держать зрительный зал в напряжении от первого до последнего кадра.
      Вот и здесь отдаться на волю рассказчика позволяет не сама история, а ряд отдельных, действительно неплохо сделанных эпизодов. Наблюдать, как лихорадочно Уитлок обрубает ниточки, связующие его с погибшей, по меньшей мере, интересно, а его схватка на балконе с одним из преступников сделана на высшем уровне. Кроме того, что она отсылает к ряду хичкоковских шедевров, вроде "Головокружения" или "К северу через северо-запад", есть в ней тот необходимый эффект присутствия, что позволяет на время отождествить себя с героем и продолжить с удвоенной силой переживать за него.
      Но от чего избавиться нельзя, так это от откровенных логических натяжек. Подобные проколы вообще бич божий в современном детективе, но здесь просто откровенно лезут в глаза. Рискуя испортить впечатление от фильма, не стану говорить о них. Но пару сомнений выскажу. Так уж было необходимо на всю страну кричать, что, дескать, в маленьком городишке, в слабо защищенном полицейском участке у шерифа в сейфе хранится почти полмиллиона? Удивительно вообще, что эта весть взбаламутила только местных чертей в болоте, а не подняла на уши профессионалов калибром покрупней - быть бы в этом случае фильму чем-то вроде "Нападения на 13 участок" Карпентера. Да и сами деньги: почему их Мэтт находит там, где, по логике вещей, им быть не должно? И еще. Помнится, Хичкок обильно пользовался разными там обманными уловками. Но он делал это честно. Здесь обманки шиты белыми нитками. Так, после балконной драки в волосах у Мэтта Аликс находит кусок стекла. И вот уже мы соображаем, какова теперь степень ее осведомленности. Выясняется - нулевая. А зачем тогда было находить осколок, да еще нам его показывать? Минут пять, как минимум, мы сидели в напряженном ожидании нового поворота событий - и ничего. Нечестно.

Алексей Дубинский - Дневник кино