№ 4

Старший Фершо
(Свободное падение)

обложка
Франция, 2000, 200 мин.
Режиссер: Бернар Стора
По одноименному роману Жоржа Сименона
В ролях: Жан-Поль Бельмондо, Сэми Насери,
Жюли Депардье, Сильвия Мюнт, Брижитт Руан,
Филипп Хурсан, Пьер Вернье, Бернар Верли,
Антуан Дюлери, Венсан Обер

      Магната Поля Фершо, собирающегося построить плотину в африканской стране Тангали, подставляют конкуренты. Прокурор Мирей Боссон давно мечтает засадить Фершо за взятки и нечестное ведение дел, но начинает с его младшего брата Жиля. Фершо вынужден бежать в Африку вместе со своим новым водителем и секретарем Майком Моде...
      Фильм снят по роману Жоржа Сименона, который входит в т.н. цикл "психологических" детективов, в которых французский писатель отдыхал от комиссара Мэгре. И если с самого начала этому не придать значения, все последующие четыре серии будете упорно ждать хэппи-энда, счастливой развязки, в которой раздавленный и уничтоженный титан бизнеса вернется и воздаст врагам своим. Это все-таки не Сидней Шелдон, к тому же куда важней, что фильм Бернара Стора помимо экранизации является и ремейком одноименной ленты Жан-Пьера Мельвиля 1963 года, где Фершо играл Шарль Ванель, а молодой Бельмондо был как раз тем самым роковым ассистентом магната. Потому что, имея даже самые размытые представления о Мельвиле, можно понять, что автор "Полицейского" и "Самурая" своим героям редко оставлял надежду на спасение. Роковое начертание судьбы преследовало каждого его героя, и злосчастный Фершо был среди них не первым.
      Как и положено, в сериале сделан основной упор на своеобразную психологическую дуэль старого и молодого героев. Первый - могущественный, но отживший свое раритет ушедшей в прошлое эпохи, честный мошенник, как он себя величает, не принимающий подлых правил нового мира, называющий сточной ямой Интернет и старающийся избегать современных веяний. Напротив, Майк Моде - юный, несдержанный зубоскал, дитя современности, абсолютно готовый повторить путь Фершо, мечтающий многому у своего патрона научиться, однако раздражающийся любому топтанию на месте. Неторопливое прошлое и нетерпеливое настоящее сходятся в единый поединок, конфликт Фершо и Майка обещает выйти на уровень конфликта поколений. "Старший Фершо" принципиально противопоставлен традиционному развлекательному фильму. Там, где героем по законам жанра должна стать Мирей Боссон, главным является ее противник. Там, где симпатии должны быть на стороне бескомпромиссного следователя, они отданы Полю Фершо, а следователь, напротив, представлен фигурой отталкивающей, даже зловещей. Наконец, там, где по регламенту обязаны присутствовать перестрелки, погони и схватки, действие отдано на откуп неторопливо развивающимся событиям и многочисленным диалогам. Такие фильмы с Бельмондо должны быть боевиками, но вместо этого актер предпочел драматическую вариацию мелодрамы Клода Лелуша "Баловень судьбы". Это негромкое, но интересное кино. Толковый средний, достаточно привлекательный уровень.

Алексей Дубинский - Дневник кино