№ 41

КОШКА О ДЕВЯТИ ХВОСТАХ

обложка
Италия-Франция-Германия, 1970, 112 мин.
Режиссер: Дарио Ардженто
В ролях: Карл Молден, Джеймс Францискус,
Кэтрин Спаак, Пьер Паоло Каппони, Хорст Франк,
Рада Рассимов, Альдо Реджиани, Карло Алигьеро,
Витторио Конья, Уго Фангареджи, Том Феллей,
Эмилио Мингоцци, Фульвио Мингоцци, Цинция Де Каролис

      Неизвестный убивает доктора Калабрези, ученого из исследовательского института, вслед за ним - фотографа, заснявшего преступление, затем - невесту Калабрези и так далее; останавливаться убийца не намерен...
      В его поисках главным героям, журналисту Джордани и слепому старику Арно, а также зрителям предстоит сделать забег в два часа. Забег будет нелегким, крайне медленным и утомительным. Вновь, как и в "Птице с хрустальным оперением", Ардженто во второй своей работе предлагает нам великолепную форму и при этом наплевательски относится к содержанию. Собственно, сама детективная составляющая фильма представляется настолько же скучной, насколько скучно ждать, когда нам объявят убийцу. Режиссер к тому же идет против одного из главных постулатов жанра - прежде чем раскрыть личность преступника, требуется дать зрителю все возможные ключи для самостоятельного расследования. Этого не происходит - еще одно подтверждение неумелого обращения Ардженто с сюжетом.
      Конечно же, он восхитительно строит пространство, все эти огромные дома, скользкие, покатые крыши, узенькие переулки, могильный склеп и т.д., а его сверхкрупные планы кажутся потрясающими. Ардженто великолепно работает и с человеческим телом - его части, все эти укрупненные руки, ноги, глаза, обособленные от всего остального, выразительны настолько, что создают ощущение тревоги большей, чем если бы человек представал в полный рост. И все же нулевой сюжет, безобразная актерская игра (не блещет даже популярный американский актер Карл Молден в роли слепого любителя кроссвордов и шарад), отсутствие жесткого, завораживающего ритма, даже красивое, но претенциозное и высосанное из пальца название (девятихвостая кошка - всего лишь девять загадочных улик) - все это срабатывает против фильма. Мое долгожданное знакомство с ранними лентами Ардженто обернулось грустными впечатлениями; тем, впрочем, отрадней, что в дальнейшем талантливый режиссер поднабрался опыта.

Алексей Дубинский - Дневник кино