№ 42

МЕСЬЕ N.

обложка
Франция-Великобритания, 2003, 120 мин.
Режиссер: Антуан Де Кон
В ролях: Филипп Торретон, Ричард И. Грант,
Джэй Родан, Эльза Зильберштейн, Рошди Зен,
Бруно Путцулю, Стефании Фрейсс, Фредерик Пьерро,
Сиобхан Хьюлетт, Питер Салливан, Стэнли Таунсенд,
Игорь Скреблин, Фани Бертран, Джейк Найтингейл,
Бернар Блох, Кристофер Боуэн, Майкл Калкин,
Бланш де Сен-Фаль

      Конец 1810-х. Великий император Наполеон Бонапарт свои последние дни проводит на острове Святой Елены, ставшей его личной каторгой. Британцы, заключившие императора под стражу, назначают нового губернатора острова, офицера Хадсону Лоу. Сжигаемый ненавистью к Бонапарту и ревностью к его победам при своей полной поражений карьере, Лоу планирует разделаться с "арестантом" Святой Елены...
      Лента Антуана де Кона так и оставалась бы неплохой, но достаточно традиционной и даже тривиальной исторической драмой, не сверни она постепенно в другой жанр. Вместо того чтобы сделать очередной "байопик" о Наполеоне, режиссер, а чуть раньше - сценарист Рене Манзор, предпочитают извилистый путь слухов и домыслов, связанных с последними годами жизни великого завоевателя. Историки передрались, решая волнующие вопросы, был ли император отравлен или же отошел в мир иной своим ходом, так что лента кажется своеобразным историческим детективом. Расследование спустя двадцать лет после смерти Бонапарта ведет английский солдат Бэйзил Хиткоут, бывший в 1818 году личным надсмотрщиком императора. Проблема в том, что любой свидетель позабытого прошлого, будь то приближенные к Наполеону люди, или же его заклятые враги, вроде Хадсона Лоу, в своих беседах с Хиткоутом пытаются выставить себя с лучшей стороны и свалить вину за возможное злодеяние на других. Продираясь сквозь вязкую трясину путаных свидетельств, Хиткоут приходит к неожиданному и поражающему воображение выводу. Финал ленты ставит с ног на голову ранее описанные события, которые долгое время выглядят не более чем обычной исторической хроникой. Хорош актерский дуэт Торретона (Наполеон) и Гранта (Лоу) - благодаря их игре едва ли не осязаемым становится противостояние двух бывших врагов, которые даже в стесненных обстоятельствах умудрились перевести историческую вражду в регистр личного конфликта. Вполне увлекательная лента, выстроенная как небольшая шарада, раздражает сущим пустяком - работой гримера: не нашлось более удачного решения, как всех героев, состарившихся на двадцать лет, выкрасить в седину. Кого-то может оттолкнуть и слишком резвая гипотеза, прямолинейно высказанная в финале; может статься и так, что я, слабо знакомый с историей наполеоновских войн, преувеличиваю, и речь идет о каком-то расхожем факте.

Алексей Дубинский - Дневник кино