№ 45

НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО

обложка
США, 1986, 103 мин.
Режиссер: Сидней Люмет
В ролях: Джейн Фонда, Джефф Бриджес,
Рауль Хулиа, Дайан Сэлинджер, Ричард Фороньи,
Джеффри Скотт, Джеймс "Джипси" Хаак, Дон Худ,
Кэтлин Уилхойт, Фрэн Беннетт, Майкл Флэнаган,
Брюс Виланч, Майкл Принс, Фрэнсис Берген,
Хосе Сантана, Боб Минор, Джордж Фишер,
Рик Россович, Лорел Лайл, Кэти Бэйтс,
Энн Бетанкур, Пэтти Сонг, Бетти Лурагис,
Дрю Берман, Сэм Скэрбер, Майкл Зэнд,
Глэдис Португес, Коринна Эверсон, Селга Сэндерс

      После пьяного вечера актриса Алекс Стенрберген на следующее утро просыпается в постели с мертвым мужчиной. В его груди рукоятка ножа, а в ее голове ни малейшего воспоминания о вчерашнем. Только после случайного знакомства с бывшим копом Тернером Кендаллом Алекс понимает, что, ее, скорее всего, подставили...
      Несмотря на умелую сюжетную завязку, детективная составляющая этой ленты кажется настолько безыскусной, даже беспомощной, что способна разочаровать поклонников жанра. Собственно, от детектива в фильме лишь труп в начале и скомканная, второпях поведанная разгадка тайны в финале. Между этими координатами Люмет помещает рассказ о стремительном, закономерном сближении двух одиноких людей, которые при не совпадении возрастов и жизненных взглядов обнаруживают сходство более важное и значительное - сходство родственных душ, в каменном мешке большого города потерявших карьеру, семью и самих себя.
      Конечно, временами отношения Алекс и Тернера усиливают зрительские подозрения на счет, возможно, совсем не случайного столкновения одиночки на полуразбитой машине с мечущейся по городу спивающейся актрисой, а также его излишне удачных появлений в самые необходимые моменты. Однако режиссер настолько увлечен притиркой друг к другу характеров Фонды и Бриджеса, что очевидное его равнодушие гасит любые наши домыслы. С точки зрения детективной интриги, это явный минус, но с точки зрения Люмета, даже в детективе объемные, полнокровные персонажи интересней ходульных, плоских героев-функционеров, обслуживающих увлекательный сюжет. Являясь ярким сатириком, в своих "несатирических" лентах, Люмет в первую очередь предпочитал рисовать людей. Если вспоминать его детективы, то для экранизации Агаты Кристи он выбрал одно из самых нетипичных ее произведений - "Убийство в восточном экспрессе", где основной упор сделан на психологических мотивировках случившегося преступления, а в фильме-пьесе "Смертельная ловушка" целиком сосредоточился на изощренной игре в кошки-мышки героев Майкла Кэйна и Кристофера Рива. Не случайно, что спустя два года, после "Следующего утра", Люмет снимет одну из лучших своих лент - драматическую повесть "Бег на месте". Не случайно и то, что Американская киноакадемия, достаточно прохладно приняв сам фильм, все-таки отметила номинацией на "Оскар" Джейн Фонду, создавшую запоминающийся образ Алекс Стернберген.

Алексей Дубинский - Дневник кино