№ 48

ПРЕСТУПНЫЕ СВЯЗИ

обложка
США, 1997, 106 мин.
Режиссер: Джим Кауф
В ролях: Джеймс Белуши, Тупак Шакур,
Лела Рочон, Деннис Куэйд, Джеймс Эрл Джонс,
Дэвид Пэймер, Уэнди Крюсон, Гэри Коул

      Детективы ДаВинчи и Родригез очищали город от торговцев наркотиками, заодно переводя на свой "счёт" их товар и деньги. Всё шло гладко, пока один из убитых не оказался федеральным агентом под прикрытием. После этого у напарников начались сложности. Теперь им срочно нужно найти подставного виновного, иначе очень скоро дело у них отберут, и им займется ФБР...
      Где лучше всего спрятать листок? - задавался вопросом честертоновский патер Браун. Ответ: конечно же, среди других листков. А труп? Среди кучи других трупов. Вопрос несколько иного порядка: кем лучше всего быть (или стать), чтобы успешно совершить идеальное убийство? Самый доступный способ - стать полицейским. Когда ты находишься на стороне закона, легче всего творить беззаконие. Можно, например, убить человека и обставить так, будто это была законная самооборона. Можно запросто зайти на склад с уликами и подложить, убрать или поменять определенные предметы. Ещё неплохо взять расследование убийства на себя и попытаться подставить кого-нибудь другого, сфабриковав ложные свидетельские показания. Действительно, полиция - идеальный учебник для идеальных преступлений...
      Режиссёр Джим Кауф снимает очень мало, в основном, предпочитая продюсерскую и сценарную деятельность. Одним из его первых фильмов была неплохая криминальная комедия "Дезорганизованная преступность" (1989). Теперь он нам решил рассказать о "Преступных связях", обогатив сюжет не столько комедийным, сколько драматическим, даже несколько психологическим содержанием. Лента увлекает с самого начала, постоянно играя со зрителем в поддавки. Различного рода ловушки и неожиданности поджидают едва ли не каждую минуту, так что становится весьма сложно предсказать, что будет дальше. Немного жаль, что подобную хватку фильм теряет где-то в последней трети, сюжет становится всё менее оригинальным и всё более предсказуемым, хотя режиссёр и готовит в финале небольшой, уже последний сюрприз.
      Благодаря подобным хитросплетениям есть смысл сравнить сценарные конструкции Кауфа с творчеством француза Франсиса Вебера, фильмы которого, как известно, тоже полны сюрпризов, содержат массу хохм, а побочные детали или сюжетные ходы, словно чеховское ружьё, вдруг выстреливают в самый неожиданный момент. Сама же тема "Преступных связей" очень напоминает популярную комедию Клода Зиди "Продажные" (у нас известна как "Откройте, полиция!"). Правда, французские блюстители закона были симпатичней и не столь брутальны.

Алексей Дубинский - Дневник кино