№ 49

ЦИРЮЛЬНИК

обложка
Канада, 2001, 94 мин.
Режиссер: Майкл Бафаро
В ролях: Малколм МакДауэлл, Джереми Рэтчфорд,
Гэрвин Сэнфорд, Бренда Джеймс, Пол Джарретт,
Филип Грэнджер, С. Эрнст Хэрт, Винс Мурдокко,
Джон Б. Дестри, Эрин Райт, Дэвид Эбботт,
Арни Уолтерс, Ральф Дж. Олдермэн, Майк Копса,
Дэвид Копп, Гэри Хетерингтон, Крис Уайлдинг,
Никола Кросби, Дженнифер Мартинез

      На заснеженной Аляске, погруженной во тьму полярной предрождественской ночи, полиция расследует убийство молодой женщины. Мертвые тела прибывают. Действие комментирует Декстер Майлс, местный брадобрей, хладнокровный и рассудительный тип, не лишенный мрачноватого чувства юмора. Когда он заявляет "Я надеялся, что ее не отыщут до весны", становится ясно, кто убийца. Но это еще не все...
      Чего не хватает фильму Майкла Бафаро, так это легкой динамики событий. Если вы мечтаете посмотреть триллер о маньяке, кровавый и шокирующий, приберегите мечту до следующего раза. Очередной "Цирюльник" в кино - размеренный, заполненный бесконечными диалогами, отчего похожий на театральную постановку вояж по Богом забытому городишке. Здесь все друг друга знают и пытаются скинуть с себя сонное оцепенение, однако разобраться в хитросплетениях местных отношений не в силах и залетный агент ФБР, и сами жители. Не оригинален, но все равно довольно свежим выглядит сюжетный ход, по которому события представлены глазами маньяка. Декстер Майлс - циничное и двуличное чудовище, который виртуозно манипулирует психологией своих сограждан и получает от этого не меньшее удовольствие, чем от убийств. Прелюдией к злодейству он всегда выбирает бодрящие звуки "Севильского цирюльника", а эпилогом становятся ловко сведенные им воедино разнородные ниточки единой интриги. Итак, Декстер - маньяк, кукловод и комментатор не без претензий на социальный шарж. Таким образом, из триллера или детектива фильм превращается в трагикомедию, а блестящий МакДауэллл вновь убеждает в том, что на его актерской карьере рановато ставить крест - после отличной драмы "Гангстер №1" он все еще способен пугать и провоцировать. Если сравнить ленту с другими "снежными" фильмами, можно сказать, что "Цирюльник" - это не "Фарго" и не "Простой план", но по-своему тоже неплохо.

Алексей Дубинский - Дневник кино