№ 5

Частное расследование

обложка
Франция, 2002, 107мин.
Режиссер: Гийом Никлюс
В ролях: Тьерри Лермитт, Марион Котийар,
Самуэль Ле Биан, Аврора Клеман, Фредерик Дюфенталь,
Жанна Балибар, Роберт Хирш, Гарансе Клавель,
Кловис Корнийак, Лидия Андрей, Жан-Пьер Дарруссен,
Консуэло Де Хэвилэнд, Нильс Арструп, Филипп Наон,
Мари-Армель Дегю, Бруно Тодешини, Жанна Касилас,
Карло Брандт, Франсуаз Саж, Лоран Гревиль,
Филипп Морье-Гену, Марк Риуфоль, Луи-До де Ленкесен

      Частный детектив Франсуа Маньери расследует дело молодой Рашель, пропавшей полгода назад. Он не хочет заниматься таким неперспективным, как ему кажется, расследованием, к тому же поиски в любом направлении приводят его к одному разочарованию за другим...
      Финалы подобных лент всегда провоцируют разобраться по-своему с режиссером. Гийом Никлю манит нас детективной загадкой, а под конец переворачивает историю с ног на голову. Чуть ли не весь фильм ответы на волнующие Франсуа вопросы лежат прямо у него под носом, причем, в прямом смысле, а он не замечает очевидного; попутно режиссер считает, что и нас можно провести тем же образом, как своего героя. Абсолютно удачный, на мой взгляд, ход, переиначивающий традиционные рассказы о хитрых и нахрапистых сыщиках, через огонь и воду добирающихся до истины. Теперь вместо мудреца-следователя перед нами простой трудяга, столь зацикленный на своей работе и стандартных, наработанных профессиональных приемах, что любое, малейшее отклонении от нормы он не видит или же не хочет видеть. Франсуа движется обычным путем детектива, через вереницу лиц, допросов, бесед, экспертиз, установленных телефонов и прочего, включая пару сломанных пальцев, перебитый нос и удар по голове. Герой вязнет в трясине этой нудной, отупляющей реальности; ему и хочется отказаться от дела, но он не может - водоворот бессмысленности засасывает его. Никлю создал оригинальный детектив, столь неочевидный на первый взгляд; как обычно, на коробочке лицензионной кассеты дан ужасающий по своей бестолковости текст - не верьте ни единому слову.

Алексей Дубинский - Дневник кино