№ 52

КОНТРАКТ РИСОВАЛЬЩИКА

обложка
Великобритания, 1982, 103 мин.
Режиссер: Питер Гринуэй
В ролях: Энтони Хиггинс, Джанет Сюзман,
Энн-Луиз Лэмберт, Хью Фрэйзер, Нил Каннингэм,
Дэвид Хилл, Дэвид Гэнт, Дэвид Мейер,
Тони Мейер, Николя Амер, Сюзан Кроули,
Линда Ла Плант, Майкл Фист, Алистер Каммингс,
Стив Юбелс, Бен Кирби, Сильвия Роттер,
Кейт Доэрти, Джосс Бакли, Майк Картер,
Вивьенн Чэндлер, Джеффри Лэрдер,
Гарри Ван Энджел, Джордж Миллер

      Рисовальщик мистер Невилл заключает контракт с миссис Херберт на двенадцать рисунков ее сада, которые он должен сделать в течение двенадцати дней до возвращения ее мужа. На излишние, как Невиллу кажется, условия миссис Херберт он выставляет свои - требует от нее полнейшей тишины и спокойствия в саду, отсутствия в поле зрения кого-либо из домочадцев, выстроенного под его нужды распорядка дня и кое-что еще сверх того. Зря, однако, самоуверенный и нахальный Невилл считает, что полностью контролирует ситуацию - он уже часть хитроумной интриги, которая, словно мышеловка, захлопнет дверцу за ним в нужный момент...
      Первый полнометражный опыт в художественном кино Питера Гринуэя моментально сравнили с двумя ключевыми шедеврами 60-х - "В прошлом году в Мариенбаде" Рене и "Фотоувеличением" Антониони. Из первого в "Контракт..." словно перешли тщательно выстроенные кадры геометрически совершенных садов, из второго - художник, в своих творениях фиксирующий улика за уликой то ли грядущее, то ли уже свершенное преступление. Между тем, еще более очевидной кажется связь фильма с вышедшим за два года до него сенсационным романом Умберто Эко "Имя розы". Интрига этого исторического детектива, моду на который, по сути, ввел именно Эко, закручивалась в средневековом монастыре, и есть нечто общее между тщательно воссозданным пространством аббатства XIII века и поворотами камеры внутри английского поместья века XVII-го. Суть интриги в "Контракте...", впрочем, не столь очевидна, как у итальянского автора. Следует, как минимум, смотреть фильм второй раз, чтобы понять роль, которую хозяева дома отводят такому с виду наблюдательному рисовальщику. Ловушка Гринуэя заключается в том, что растворяясь в строгой визуальной форме, выверенной до миллиметра, зритель невольно игнорирует то невероятное количество диалогов, что являются очевидными ключами к разгадке. Пока камера плавно скользит от одного героя к другому, внимательно прислушивайтесь к тексту - возможно, вы обнаружите информации в нем больше, нежели способны дать банальные застольные беседы, пикировки хозяев и гостей дома и словно между делом поведанные истории о том, как один господин закормил свою семью сливами, а другой никак не мог родить наследника - каждый ребенок появлялся на свет мертворожденным. К этому добавьте бесконечную болтовню героев, вписывающих в свою обязанность рассуждения о творческом методе мистера Невилла, и считайте, что против коварных интриг Питера Гринуэя вы практически уже застрахованы.

Алексей Дубинский - Дневник кино