№ 53

МОЕ КОРОЛЕВСТВО

обложка
Великобритания-Италия, 2001, 117 мин.
Режиссер: Дон Бойд
В ролях: Ричард Харрис, Линн Редгрейв,
Эмма Кэтервуд, Луиз Ломбард, Рис Ной,
Пол МакГанн, Джими Мистри, Колин Сэлмон,
Том Белл, Эйдан Джиллен, Джеймс Фрой,
Лоррейн Пилкингтон, Дэвид Йип

      За обликом добропорядочного джентльмена, заботливого отца и любящего деда, скрывается король лондонского криминального дна. Мистер Сандеман самоуверенно управляет своим королевством до тех пор, пока случайная гибель жены не заставляет его пересмотреть свою жизнь. Он отказывается от власти в пользу двух старших дочерей, проклинает младшую дочь, отказавшуюся от его денег, и в одночасье превращается в изгоя - и мишень для собственных же родственников...
      Специально для тех, кто вдруг не поймет, на основе какой классической пьесы Дон Бойд снимает свой фильм, в начале дана цитата из "Короля Лира". Возвышенная трагедия шекспировского короля, вероломно преданного дочерьми, переведена в плоскость криминальной драмы, где страдает элегантный седовласый гангстер, вот-вот которого завалят свои же братки. По мысли авторов, нет такого произведения у Шекспира, в котором нельзя было бы отыскать вневременных сюжетов, достойных любых переложений. И если гангстер и настоящий король - это одно и то же, тогда королевская свита - шайка воров и убийц, а государство и мафиозный клан прямые синонимы. Это не так, конечно же, и любая попытка перенести пьесу в иные условия и иные интерьеры, чреваты упрощениями и тривиальностью; как бы кому-то не казалось, что Шекспир - это только сюжеты. В "Лире" вместе с душой короля гниет и рушится целая империя, в "Моем королевстве" бандитские склоки, пусть и на самом высшем уровне, не стоят выеденного яйца. Вряд ли великий бард стал писать об этом.
      Впрочем, режиссер, повинуясь законам жанра, не отказывает себе в удовольствии закончить ленту сравнительным хэппи-эндом. Назло всем король (в блестящем, как всегда, исполнении Ричарда Харриса) обставляет своих врагов и уходит в прекрасное далеко. Словно спустя столетия бедный Лир получил шанс преодолеть роковое начертание своей судьбы.

Алексей Дубинский - Дневник кино