№ 56

ГОТИКА

обложка
США, 2003, 95 мин.
Режиссер: Матьё Кассовиц
В ролях: Холли Берри, Роберт Дауни-мл.,
Пенелопа Крус, Чарлз С. Даттон, Джон Кэрролл Линч,
Бернард Хилл, Дориан Хэйрвуд, Бронуин Мэнтел,
Кэтлин Мэкки, Мэттью Дж. Тэйлор, Мишель Перрон,
Андреа Шелдон, Анана Ридволд, Лаура Митчелл,
Эми Слоан, Ноэль Бертон, Бенц Антуан,
Энди Брэдшоу, Джейсон Кавалье, Джэссон Финни,
Терри Симпсон, Кэролайн Ван Влаардинген,
Кваси Сонгуй, Эд Вандекрувс, Ноа Бернетт

      Психиатр Миранда Грей оказалась по другую сторону лечебного процесса, когда случайно повернула на окольную дорогу. Теперь она пациент собственной психушки, ее обвиняют в убийстве мужа, хотя Миранда ничего не помнит. Довершением ко всему кошмару становится призрак, проложивший путь в ее одиночную камеру...
      Мистический триллер выписанного в Голливуд француза Матьё Кассовица - тот традиционный вид зрелища, который способен промотать вам нервы полтора часа, заставляя напряженно ждать финала, а затем разочарованно вздыхать качественному несовпадению интриги и ее развязки. В принципе, можно легко представить, от чего так завелись продюсеры, когда прочитали сценарий практически новичка Себастьена Гутиерреса и моментально запустили фильм в производство. Действительно, придуманная им изначальная ситуация, словно перевернутый калейдоскоп, поразит сразу и моментально напомнит линчевское "Шоссе в никуда", ту сцену, когда охранник в тюрьме заглядывает в камеру к Биллу Пуллману, а обнаруживает там Балтазара Гетти. Так и Миранда моментально превращается из доктора в пациента, хотя очевидные визуальные отличия с шедевром Линча задают и качественный уровень "Готики". Помнится, Линчу достаточно было заменить одного актера другим, чтобы добиться колоссального эффекта; Кассовицу необходима пояснительная преамбула, набор случайностей и странностей, включая яркую вспышку света, в обязательном порядке символизирующую переход героини из одной ипостаси в другую.
      Безусловно, Кассовиц виртуозный стилист, и пустое пространство клиники, залитое стальным холодным светом, сиюминутно впечатляет не меньше бертоновских и линчевских пространств. Тем не менее, слишком явственно каждая черточка, каждая линия этого визуального роскошества призвана подчеркнуть загадочный, мистический характер истории; фильм и держится на отточенном, отдраенном до блеска кадре, затуманивающем логическую невнятицу сценария.
      Разумеется, банальность фильма, его логические несостыковки поневоле заставляют переключить свое восприятие исключительно в интерпретационный регистр, представляя все действие дурному сну Миранды и уподобляя ее кошмар блужданиям по коридорам собственного разума (тут на ум приходит "Клетка", где Дженнифер Лопес тоже в роли мозгоправа бродила в мозгах маньяка). Психиатры оценят раскиданные по всему фильму значочки, как то: Миранда, перед поездкой домой, окунается в бассейн (потом он вновь возникнет в фильме); свет в клинике то внезапно гаснет, то вновь загорается; прямая дорога к дому оказывается размытой и героине приходится ехать кружным путем, через ветхий мостик; и т.д. В принципе, каждый образ фильма можно прочесть в символическом ключе, но все портит совершенно реальный, не зависящий от сознания героини призрак, столь всемогущий, что лучше на него списать любую чертовщину, чем напрягаться и высасывать интерпретацию из пальца.
      Общим местом оказывается и мотив неуспокоившейся души, выбирающей в жертвы того, кто должен разгадать тайну ее гибели (тут киноманы вспомнят "Отзвуки эхо", "Хребет дьявола" и еще десяток подобных лент). Причем, как всегда, призрак изъясняется крайне смутно, сплошными загадками и не очень-то спешит упрощать людям поиск истины, предпочитая высекать на руке Миранды стигматами мутную фразу "not alone" (приводить ее следует исключительно в оригинале, поскольку она не имеет признаков пола - то ли "не одна", то ли "не один").
      Так что под занавес, смущенный нелепым, но красивым зрелищем, поневоле понимаешь лишь одно: вынесенная в название "готика" к действию имеет слабое отношение, она - модное слово, усугубляющее манерную пустоту фильма.

Алексей Дубинский - Дневник кино