№ 58

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ АФЕРА

обложка
США, 2003, 116 мин.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Николас Кейдж, Сэм Рокуэлл,
Элисон Ломан, Брюс МакГилл, Брюс Олтман,
Стив Остин, Дженни О'Хара, Бет Грант,
Шейла Келли, Фрэн Кранц,
Тим Келлехер, Найджел Гиббс

      У мошенника Роя Уоллера за годы трудовой деятельности накопились комплексы, и без психиатра ему не обойтись. Новый мозгоправ, найденный Фрэнком, партнером Роя, предлагает нервному клиенту отыскать бывшую жену и познакомиться со своим ребенком, которого он никогда не видел. Рой встречается с 14-летней своевольной Анджелой, меняется прямо на глазах и даже позволяет ей поучаствовать в очередной афере...
      В очередной раз Ридли Скотт поражает своим талантом к мимикрии. От фильма к фильму, как хамелеон, он меняет стили и жанры, начисто избавляет себя от накатывающихся приступов "авторства" и не стесняется браться за то, чего не делал раньше. Как всякому талантливому ремесленнику, Скотту все равно, что снимать, будь то боевик, фантастика, триллер или исторический эпос. В том-то и состоит его мастерство, что в каждом жанре он сумеет отыскать золотую середину, точку опоры, которая позволит удержаться на весу его конструкции.
      Новый фильм (на сей раз криминальная трагикомедия - терра инкогнита для Скотта) способен ловко выскользнуть из тесных объятий зашкаливающих - в плюс или в минус - оценочных суждений, как и оригинальное название "Люди-спички" без потерь для смысла легко меняется на безликий русский вариант "Великолепная афера". Восторженные поклонники фильма видят в нем вершины актерского мастерства, хотя ни в игре Кейджа или Рокуэлла, ни в сюжетном построении нет чего-то сверхоригинального. А наши критики почему-то ополчились на ленту за ее очевидное якобы морализаторство, хотя любые формы дидактики Скотта как художника не интересуют (не верите? - пересмотрите "Ганнибала"). Уж если на то пошло, Рой, простивший за все, что с ним сделали, взамен получил намного больше - Анджела, по сути, его превратила в другого человека, избавила от комплексов и фобий, вернула уверенность в себе, в конце концов, подарила новую жизнь, очищенную от всякой шелухи. Тогда в чем же мораль фильма? Ведь не в том, что нужно устраивать великолепные аферы, дабы излечить человека от его депрессий. "Великолепная афера", скорее, о способности человека меняться, пользуясь предложенными жизненными обстоятельствами. Довольно свежий мотив для Скотта - практически все другие его герои оставались неизменны.

Алексей Дубинский - Дневник кино