№ 6

Дом на Турецкой улице

обложка
США-Германия, 2002, 103мин.
Режиссер: Боб Рэфелсон
По рассказу Дэшила Хэммета
В ролях: Сэмюэл Л. Джексон, Милла Йовович,
Стеллан Скарсагрд, Дуг Хатчисон, Грэйс Забриски,
Джосс Экланд, Джонатан Хиггинс, Шэннон Лоусон,
Йорис Ярски, Роберт Уэлш

      Полицейский детектив Джек Фрайар по просьбе знакомой разыскивает ее сбежавшую дочь, однако в своих поисках он попадает не в тот дом и становится заложником грабителей банков...
      Вообще, пролог с ловушкой, в которой оказывается Джек, самая удачная, самая изобретательная часть ленты. Вначале Джек теряет фотографию девчонки, потом оказывается в доме престарелой парочки Куарров, и, пытаясь произвести на них впечатление, придумывает какое-то липовое расследование. И вот, неожиданным образом его фантазия внезапно обретает плоть и кровь, прямо на глазах изумленных зрителей - и самого Джека. Дальше в ход идут традиционные приемы криминального кино, не самые захватывающие и, порой, неинтересные. Возникает ощущение, что короткий рассказ Хэммета, похожий на зарисовку, растянут до полного метра слишком искусственно. К тому же, изначальная обреченность злодеев на поражение, а Джека - на победу, тоже не прибавляет интереса к фильму.
      Будучи со своим фильмом в Москве, Рэфелсон рассказывал, что старался уйти от канонов традиционного "нуара", где якобы искусное создание атмосферы куда важней правдоподобия характеров. Вот он и пытается усложнить психологический рисунок; удача ждет его лишь в образе Эрин, русской подруги Тайрона, главаря грабителей; ее сложно втиснуть в стандартные рамки обычной "фамм фаталь" - она одновременно и роковая женщина, и ранимая мечтательница, и жертва обстоятельств, и расчетливая стерва. С другими героями все проще, к тому же в их действиях зачастую маловато логики. Предположим, Джек в момент откровенного разговора с Эрин дал себя освободить, чтобы сыграть с ней на виолончели. Но нет никакой веры, что затем он позволил опять связать себя, чтобы вновь мучительно пытаться освободиться.
      В попытке преодолеть мифологию "нуара" режиссера занесло не в ту сторону, по сути, он вообще вылетел на обочину жанра; этим он похож на Тайрона - тот тоже выгадывал, юлил, но, в конце концов, загнал себя в ловушку.

Алексей Дубинский - Дневник кино