№ 60

КОЗЕРОГ-1

обложка
США-Великобритания, 1978, 123 мин.
Режиссер: Питер Хайамс
В ролях: Эллиотт Гулд, Джеймс Бролин,
Бренда Ваккаро, Сэм Уотерстон, О. Дж. Симпсон,
Хол Холбрук, Кэрен Блэк, Телли Савалас,
Дэвид Хаддлстон, Дэвид Дойл, Ли Брайант,
Дениз Николас, Роберт Уолден, Джеймс Сиккинг,
Алан Фадж, Джеймс Кэрен

      Журналист Роберт Колфилд выясняет, что полет на Марс, за которым наблюдала вся страна, был самой настоящей обманкой. Нацию кинули - в космос отправилась пустая ракета; сами же члены экипажа в закрытом бункере вели "прямую трансляцию" с далекой планеты...
      Если бы так, как я рассказал, и было, фильм, возможно, смотрелся бы с большим интересом. Знаменитый "Козерог-1" на поверку оказывается традиционным параноидальным триллером, типичным для американского кино 70-х годов. Главный захватывающий сюжетный поворот выдается с самого начала, и теперь нам остается наблюдать, как хитрые политиканы и организаторы полета дурят свой народ фальшивыми телевизионными постановками, попутно избавляясь от всех, кто им мешает. Но и это можно было бы стерпеть, окажись у авторов хоть немного иронии и даже здорового цинизма. К сожалению, все подменено паранойей и тошнотворным пафосом; от диалогов обманутых астронавтов вянут уши. Не исключено, что ряд сцен, где героям приходится спасаться от своего наставника, готового на все, лишь бы сохранить гигантскую аферу в тайне, обладают некоей эмоциональной силой и способны захватить. Однако очевидно, что для "Козерога-1" Питер Хайамс (даже если это и был его личный сценарий) оказался совсем не подходящей кандидатурой; с тем же результатом фильм мог снять Оливер Стоун или Алан Дж. Пакула. Это подтверждается и не слишком интересным образом журналиста в исполнении Элиота Гулда, ведь ему приходится выяснять то, что для нас уже не представляет никакой тайны. К тому же, Колфилд словно списан с героя Уоррена Битти как раз из пакуловского "Взгляда Параллакса", кроме того, по всей видимости, он работает в той же газете, что и Вудвард с Бернштайном, герои пакуловской же "Всей президентской рати". Гораздо позже сюжет "Козерога" намного интересней будет воплощен в таких непохожих фильмах, как "Плутовство" и "Шоу Трумана".

Алексей Дубинский - Дневник кино