№ 62

ЯМА

обложка
Великобритания, 2001, 102 мин.
Режиссер: Ник Хэмм
В ролях: Тора Бёрч, Десмонд Хэррингтон,
Дэниэл Броклбэнк, Лоуренс Фокс, Кейра Найтли,
Эмбет Дэвидц, Стивен Уэддингтон, Келли Хантер,
Джемма Пауэлл, Джемма Крэйвен, Анастасия Хилл,
Эмма Гриффитс Мэлин, Клэйр Фокс

      Юная Лиз Данн, пропавшая 18 дней назад, внезапно возвращается в школу и подвергается допросам полиции и врачей. Однако настоящий контакт с испуганной девушкой удаётся установить лишь доктору Филиппе Хорвуд. Лиз рассказывает, что она и её одноклассники - Майк, Джефф и Фрэнки, решили три выходных дня провести подальше от занудства взрослых, поэтому согласились на предложение её друга Мартина пожить в лесу в заброшенном военном бункере. Мартин запер их и спустя три дня не вернулся, так что ребятам пришлось приложить максимум усилий, чтобы найти выход из-под земли наверх…
      "Яма" - мрачноватый молодёжный триллер а-ля "Крик", а когда герои впервые заглядывают в бункер, невольно вздрагиваешь, ожидая, что сейчас оттуда выскочит джиперс криперс. Британский режиссёр Ник Хэмм, пришедший в кино с телевидения и известный двумя мелодрамами "Кое-что о Марте" и "Разговор ангелов", берётся за новый для себя жанр и экранизацию романа Гая Берта "После ямы" выстраивает по самому интересному, со времён "Расёмона" Куросавы, композиционному принципу. Перед нами не события, а только тщательная их реконструкция, где конфликт со всем комплексом его причин и следствий выстраивается на основе субъективных "показаний" главных героев. Вначале свою версию загадочного исчезновения четырех школьников предлагает Лиз Данн, единственная, кому удалось спастись из ямы. Но она утверждает, что с ней спаслись и остальные, однако их тревожное отсутствие повисает в воздухе напряженным ожиданием новых кошмарных подробностей. Подробности появляются, когда полиция арестовывает Мартина, и тот представляет всю историю в ином свете. Истинная подоплека подземного ужаса прояснится лишь тогда, когда Лиз вновь спустится в бункер в сопровождении Филиппы Хорвуд.
      "Яма" - вполне толковый ужастик, где кошмар не приходит извне, и даже не тёмное замкнутое пространство ямы становится его причиной, а исключительно безумие страстей и желаний главных героев. Можно вволю пугаться, даже если по окончанию сюжет покажется высосанным из пальца...

Алексей Дубинский - Дневник кино