№ 75

Багровые реки-2: Ангелы Апокалипсиса

обложка
Франция-Италия-Великобритания, 2004, 97 мин.
Режиссер: Оливье Даана
В ролях: Жан Рено, Бенуа Мажимель,
Кристофер Ли, Камилль Натта, Джонни Холлидей,
Габриэлль Лазар, Агустин Легран, Серж Рябукин,
Андре Пенверн

      Матерый комиссар Ньеман с одной стороны и молодой полицейский Реда с другой начинают расследование загадочных смертей, связанных с древним католическим орденом. Ньемана волнуют ритуальные убийства, совершенные безумцами в черных сутанах, а Реда пытается докопаться до личности сбитого им на дороге параноика, свято уверовавшего, что он воскресший Мессия. Эти религиозные страсти сводят Ньемана и Реда вместе и позволяют копнуть настолько глубоко, что отважные блюстители порядка окажутся на волоске от смерти...
      Прекраснейший рассказ моего детства повествовал о бойком писателе, который пользовался энциклопедией будущего, черпая оттуда умопомрачительные сведения для приключений своего шпиона. Есть подозрение, что практически все борзописцы, ловко жонглирующие разного рода сведениями, люди в некоторой степени энциклопедические. С нею, родной энциклопедией в руках, писал свой очередной "шедевр" Люк Бессон, доставивший наивному зрителю несколько сладостных минут приобщения к высоким духовным терминам. Чего мы только за полтора часа не узнаем о католиках, монашеских орденах, ритуальных службах, христианских символах и значениях. Как ловко, наверное, летали страницы увесистого тома в уверенных пальцах сценариста.
      Бессон мне одновременно напоминает сразу двух персонажей фильма. С одной стороны, он тот самый лже-Иисус, который провалялся в койке до самого конца, но зато ахинеи успел насочинять на несколько сиквелов вперед. А с другой, он - это мастер религиоведения Мари, которая провела у койки новоявленного Христа последние минуты фильма, а до этого открывала героям глаза на смысл древности, причем, на их просьбу быть попроще охотнее становилась проще. Есть в фильме чудесный эпизод. Спустившись в подвальную библиотеку монастыря, Мари стопочкой беззаботно складывает несколько томов, чтобы полистать их на досуге. Тут натурально врывается святой отец, закатывающий дикую истерику - мол, кто ты вообще такая, чтобы трогать святые тексты! А что, он прав - мутить питье своем нечистым - вы понимаете, чем - лучше всего не позволять.
      Новую байду Бессон сочинил, наверное, на коленке, в перерывах между ужином и постелью. Путь от стола был недолгим, оттого и он не стал сильно утруждаться. Сюжетная конструкция тщательно слизана с первых "Багровых рек": двое полицейских - старый и молодой - постепенно сходятся в одной пространственной точке и заканчивают свое расследование под напором природного катаклизма (в первой части - снежная лавина, здесь - водный шквал). Внутри фильма - обязательная, но ничем не мотивированная схватка молодого с опасным негодяем, в финале - пара шуток про собак.
      Объясняет Бессон все походя, не задумываясь. "А почему просто не убить, зачем весь этот ритуальный спектакль?" - спрашивает Реда Ньемана. "Чтобы как следует напугать", - на полном серьезе отвечает Ньеман. Ага, конечно. То есть, просто убить - это еще не напугать. А мы-то надеялись на некий сакральный смысл. Столь же проста и разгадка тайны. Вопрос на рубль оборачивается копеечным ответом. Для непонятливых можно сказать, что перед нами очередные "Искатели потерянного ковчега", только вместо археологов в действие невольно попали копы.
      Но успокойтесь - есть в фильме кое-что хорошее. Например, Кристофер Ли собственной персоной; фигура настолько яркая, что затмевает собой банальность выдуманного для него образа и все творящиеся вокруг благоглупости. Стоит отдать Бессону должное - Дракула, гоняющийся за священной реликвией, - это здорово. Еще в "здорово" можно записать несколько неплохо сделанных погонь, в частности, преследование в супермаркете, и расстрел машины Ньемана из древнего немецкого дзота ("эхо войны"). К тому же, постановщик Оливье Даан, пришедший из маргинального кино, временами открыто забавляется изобразительными играми; пусть так - это лучше, чем ничего. В общем, получилась такая крепенькая ерунда на троечку. Второй заход на нее не сделаешь, но разок пережить можно.

Алексей Дубинский - Дневник кино