№ 79

ЧЕРНАЯ МАНТИЯ ДЛЯ УБИЙЦЫ

обложка
Франция, 1980, 105 мин.
Режиссер: Хосе Джованни
В ролях: Анни Жирардо, Клод Брассер,
Бруно Кремер, Жак Перрен, Жан де Конинк

      Адвокату Флоранс Нат в один и тот же день дважды несказанно повезло. Сначала она выиграла процесс, в котором спасла своего подзащитного от казни. Затем прямо из-под гильотины, взяв в заложники начальника тюрьмы, умудрился сбежать Симон Рислер, человек, обвиненный в убийстве полицейских и приговоренный к казни - его Флоранс в свое время спасти не удалось. Флоранс, уверенная в правоте Рислера, вскоре становится его истинным ангелом-хранителем, вначале укрыв от полиции в собственной квартире, а потом - на ферме своего давнего приятеля, бывшего хирурга Алена Ривьера...
      Взяв неплохой старт, лента крепкого мастера "полара" (в кино и литературе - Джованни известен рядом криминальных романов) держит в напряжении первую половину. Увы, где-то к середине, когда становится известна вся подноготная трагической истории Рислера и его брата, ставших мишенями для коррумпированных полицейских, становится уже неинтересно. Поначалу неоднозначный герой Клода Брассера, к которому, даже несмотря на весь энтузиазм Флоранс Нат, относишься с подозрением, во второй половине становится исключительно положительным, вынуждая зрителей без оговорок принять его сторону и сопереживать ему. Лента теряет ритм, появляются длинноты (вроде затянутых и скучноватых эпизодов на ферме Ривьера, устроившего пансион для бывших алкоголиков и наркоманов), зато пропадает интрига. Действие вновь оживляется к концу, но социальный пафос режиссера начинает раздражать и уже становится ясно, чем все закончится. Немудрено, что картину со столь злободневным, остросоциальным зарядом прикупил в свое время советский кинопрокат, старавшийся выискивать в довольно тривиальных по художественному исполнению подобные антигосударственные реверансы (вспоминается, например, и не лучший фильм "Преступление во имя порядка" гениального Марселя Карне).

Алексей Дубинский - Дневник кино