№ 8

МЕХАНИК

обложка
США, 1972, 100мин.
Режиссер: Майкл Уиннер
В ролях: Чарлз Бронсон, Жан-Майкл Винсент, Кинан Уинн,
Джилл Айрленд, Линда Риджуэй, Френк ДеКова,
Джеймс Дэвидсон, Линдсей Кросби, Стив Кори,
Такаюки Кубота, Патрик О'Мур

      В преступном жаргоне слово "механик" означает высококлассного наемного убийцу. Артур Бишоп - профессиональный механик, давно работающий в своем деле. Случайное знакомство с молодым и любознательным Стивом МакКенной подсказывает Бишопу, что неплохо бы свой опыт передать будущему поколению. Юноша тоже не прочь освоить "механические" азы...
      То ли посредственный во всех отношениях режиссер Майкл Уиннер был в хорошем расположении духа, то ли толковый сценарий Л. Дж. Карлино было трудно испортить, однако "Механик" получился отличным боевиком, который одновременно привлекает и боевыми сценами, и интересно придуманными характерами героев. Среди традиционных дуэтов учителя и ученика я в первый и последний раз видел столь необычную пару. И до Бишопа с МакКенной, и после дуэт трактовался как некий положительный пример с любознательным, благодарным учеником, перенимающим знания мудрого и строгого наставника. Ученик нередко предавал учителя, реже бывало наоборот (как в "Тренировочном дне"), но Бронсон и Винсент изображают своих героев далекими от всяких схем. Бишоп - не умудренный старец, а пресыщенный жизнью наемник, зацикленный на собственном профессионализме. МакКенна - развращенный и порочный богатенький сынок. Их взаимоотношения строятся как ленивое и даже брезгливое изучение друг друга; так дилетанты-энтомологи под микроскопом разглядывают омерзительное насекомое. Несмотря на то, что герои попадают в опасные передряги, ни старший, ни младший особой симпатии не вызывают. Обоюдная их ловушка, устроенная друг другу, кажется закономерным финалом.
      Это не первая и не последняя работа Уиннера с Чарлзом Бронсоном, и подобное сотрудничество особой чести Бронсону не делало, включая излишне расхваленную некоторыми критиками криминальную драму "Жажда смерти". Винсент, блеснувший определенными актерскими данными, в дальнейшем и вовсе растворился в череде третьесортных и никому не нужных боевиков. "Механик" - странная удача, выпавшая на долю плохого режиссера и двух малоудачливых актеров.

Алексей Дубинский - Дневник кино