№ 83

ТУПИК

обложка
Великобритания, 1966, 111 мин.
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Франсуаза Дорлеак, Дональд Плезенс,
Лайонел Стэндер, Джек МакГоуран

      Их зовут Дикки и Альберт - и они заехали в тупик. Их зовут Джордж и Тереза - и они уже долгие годы живут в тупике. Для каждого эта жизнь завершится по-разному. Для Альберта - раньше всех: его тупиковая ситуация окончится одним метром вглубь земли. Его напарник Дикки вынужден будет продержаться дольше, что просто невыносимо - на нервы беспрерывно действует ухающий филин, кудахчущие куры и гадкий прилив, заполняющий водой свободное пространство и только усугубляющий тупиковость ситуации. А еще идиотская супружеская парочка - изнывающая от скуки Тереза и меланхоличный, мягкотелый Джордж, угрохавший все свои деньги на мерзкую дыру на берегу реки, которую называют замком "Роб Рой". И главное - с каждым часом исчезает надежда, что за тобой приедут, заберут из этой дыры, вытащат из тупика. Самое время предпринять что-нибудь экстраординарное...
      Обращаясь к традициям психологического детективного романа производства Англии или Франции, а также творчеству незабвенного маэстро Хичкока, Роман Полански, в результате, создает напряженную, потрясающую драму с неожиданными характерами. Вульгарный Дикки, грубо врывающийся в жизнь Терезы и Джорджа, заставляет пересмотреть их и так не лучшие отношения. В их сознании происходит некий слом, словно вторжение непрошеного гостя подтолкнуло супругов к инстинктивному поиску выхода из тупика. Ирония судьбы заключается в том, что любой такой выход ведет в еще более мрачные тупики. Пытающийся сбежать в финале обезумевший Джордж несется вдоль полосы прибоя, заходя все дальше и дальше в море. Дикки, в последний момент решивший не дожидаться подмоги и на свой страх и риск в одиночку выбраться с побережья, заканчивает и того плачевней. Остается Тереза, чьи нелепые и безумные выходки помогают ей хоть как-то скрасить одиночество и скуку. Теперь она тоже дошла до конца - последняя ее шутка обернулось кровавой развязкой. Не хочется выдавать всех секретов фильма, тем не менее, любой, даже самый полный пересказ ничуть не обеднит его, даже наоборот, надеюсь, привлечет к экрану.

Алексей Дубинский - Дневник кино