№ 86

ДЕТЕКТОР ЛЖИ

обложка
США, 1997, 97 мин.
Режиссеры: Джош Пэйт, Джонас Пэйт
В ролях: Тим Рот, Майкл Рукер,
Крис Пенн, Рене Зельвегер, Эллен Берстин,
Розанна Аркетт, Майкл Паркс

      Полицейские Киннесоу и Брэкстон задерживают некоего Джеймса Уэйланда, подозреваемого в жестоком убийстве проститутки Элизабет. Однако, на него у них нет ничего, кроме его номера телефона, найденного в сумочке убитой. Между тем, этого оказывается вполне достаточно, чтобы получить разрешение для проверки Уэйланда на детекторе лжи. Но Уэйланд хитёр и коварен. Он понимает, на что идёт, играет решительно, хорошо знает психологию своих противников и постоянно экспериментирует на них, заставляя Киннесоу и Брэкстона временами меняться с ним ролями...
      Замечательный пример камерного триллера, где замкнутое пространство и цепочка напряженных диалогов создают столь необходимые тревожную атмосферу и культурное поле с его отсылками к классике жанра, начиная с популярных кино-образов жанра, вроде "Молчания ягнят", и заканчивая жутковатыми беседами Порфирия Петровича и Раскольникова. Очевидна и основная тема авторского исследования - перед нами рассказ о категории лжи, об относительности понятия правды и невозможности четкой дифференциации добра и зла. Ложь заявлена в самом оригинальном названии - "Liar" (у фильма есть ещё одно - "Deceiver", т. е. "Обманщик"). А переименованный у нас, на мой взгляд, очень удачно на "Детектор лжи", фильм помогает сделать акцент на другой проблеме: способно ли механическое устройство, созданное человеком, проникнуть в мысли и чувства другого человека, и насколько правомерны подобные действия. Не ошибаемся ли мы, пытаясь с помощью внешних факторов, уловленных безучастным детектором лжи, дать абсолютную характеристику себе подобным. Последние штрихи насмотренные братья Пэйты набрасывает специально для киноманов: Киннесоу и Брэкстон обращаются за помощью к психиатру, и тот рассказывает им о Винсенте Ван Гоге, в приступе эпилепсии отрезавшем себе ухо; насмотренный зритель мысленно улыбается, вспоминая Тима Рота (сыгравшего Уэйланда) в этой сцене у Роберта Олтмана ("Винсент и Тео").

Алексей Дубинский - Дневник кино