№ 87

ТЕМНАЯ СТОРОНА СТРАСТИ

обложка
США-Австралия-Великобритания, 2003, 119 мин.
Режиссер: Джейн Кэмпион
В ролях: Мэг Райан, Марк Руффало,
Дженнифер Джейсон Ли, Кевин Бэйкон, Ник Дамичи

      Профессор из Нью-Йорка Фрэнни Эвери знакомится с полицейским детективом Джованни, ведущим дело об убийстве молодой женщины. Из свидетельницы она становится любовницей и, увлеченная страстным романом, не сразу замечает за новым знакомым некоторые странности. Лишь растет количество убийств, и в дело ввязывается ее одинокая, беспутная сестра Полин, Фрэнни начинают терзать смутные сомнения - пока неясные и неопределенные, но, кажется, небезосновательные...
      Для многих, наверное, окажется сюрпризом, что Джейн Кэмпион, автор изысканных мелодрам и трагикомедий, решила снять эротический триллер. Но выбор этот легко объясняется именно предыдущими ее работами - ведь героини фильмов "Фортепиано" и "Священный дым" тоже были подвергнуты всем страстям и готовы были переступить некую черту, отделяющую их обычное, спокойное существование от падения в бездну. В этом отношении триллер кажется идеальным продолжением поисков режиссера.
      Другое дело, что Кэмпион, безусловно, талантливый, неординарный автор, не обладает жестким, "мужским" взглядом на жанр, например, Кэтрин Биглоу, которой твердая рациональная режиссура позволила сохранить баланс между романтическим и страшным в драме "Вес воды". А Кэмпион в "Темной стороне..." оказывается заложницей своего визуального дара. Эта сторона действительно превосходна. Достаточно вспомнить виртуозные черно-белые вирированные сцены трагического романа родителей Фрэнни, чтобы оценить визуальное богатство фильма; я уже не говорю о мастерски созданной атмосфере, подчеркивающей переход героини именно на "темную сторону". Но, в конечном счете, стиль начинает превалировать, давить, забивать все остальное, его слишком много. При этом слишком мало осмысленного сюжета, отчетливой истории, которая помогла бы сделать фильм подлинным шедевром.
      К сожалению, очень скоро понимаешь, что в драматургическом плане ничего интересного лента не способна предложить. Рассказ о маньяке, убивающем женщин, словно взят из второсортного кино или типично дамского чтива, каким, очевидно, является, положенный в основу роман Сюзанны Мур. Кроме того, у финальной развязки есть два простых решения: либо Джованни окажется искомым убийцей, что только подчеркнет банальность фильма, либо им не окажется, и тогда банальным и неинтересным останется он сам. История, конечно, выбирает один из этих вариантов, поражая, насколько необязательным, скомканным, непродуманным, порой, может оказаться финал детектива.
      Все это в полной мере относится и к актерам, сыгравшим главные роли. Разменявшая пятый десяток звезда романтических комедий Мэг Райан демонстрирует великолепную физическую форму, но вряд ли - актерское мастерство. Марк Руффало тщится создать неоднозначный характер, но постепенно понимаешь, что если бы не операторские ухищрения, выставляющие его героя в темном, мрачном свете, он так бы и остался плоской, неубедительной фигурой. Как всегда великолепна Дженнифер Джейсон Ли, но для нее эта роль словно отдельный актерский этюд; не покидает ощущение, что ее героиня механически "пристегнута" к истории. Лишь Кевин Бэйкон в небольшом эпизоде создает необычный, сочный образ, и остается сожалеть, что его герой вынесен на периферию.
      Поклонникам "изысканной" Джейн Кэмпион фильм, может, и понравится; по крайней мере, сегодня далеко не каждое кино способно похвастаться чутким отношением к малейшим деталям в интерьере, а работа оператора достойна всяческих похвал. Тем не менее, явно лишь одно: Кэмпион искусна в создании формы, но не понимает, что триллеры существуют не только для этого.

Алексей Дубинский - Дневник кино