№ 88

ДЕНЬ РАСПЛАТЫ

обложка
Великобритания-Испания, 2004, 112 мин.
Режиссер: Пол МакГуиган
По роману Барри Ансуорта "Дидактическая пьеса"
В ролях: Уиллем Дэфо, Пол Беттани,
Венсан Кассель, Брайан Кокс,
Джина МакКи, Юэн Бремнер

      Англия XIV века. Беглый священник отец Николас прибивается к бродячей актерской труппе Мартина. Вскоре вся компания оказывается в маленьком городке, в котором жители готовятся к казни глухонемой женщины, обвиненной в убийстве мальчика. Основываясь на библейских легендах, актеры ставят в городке пьесу, где в центре сюжета оказывается преступление обвиненной. Но чем дальше, тем больше Николас и Мартин понимают, что женщина стала жертвой заговора властей, а настоящий убийца скрылся за высокими стенами своего неприступного поместья...
      Увлекательный, не отпускающий ни на минуту внимания фильм стал третьей режиссерской постановкой британского постановщика Пола МакГуигана. Ранее он сводил счеты с современной действительностью посредством экранизации романа Ирвина Уэлша "Кислотный дом", а также криминальной драмы "Гангстер №1". Суть фильма прячется в названии романа Барри Ансворта, литературного первоисточника "Дня расплаты". "Дидактическая пьеса" - это то, что ставит на сцене Мартин, поначалу уверенный в преступлении Марты, однако под воздействием падшего священника, который видит дальше и больше, постепенно прозревает - прописные моральные истины, продиктованные библейскими текстами, подчас оказываются слишком простым и, увы, нередко неверным представлением о реальности. Подлинное чудовище, настоящее вселенское зло играет Венсан Кассель; его герой подтверждает правоту Николаса - банальные прописи не действует там, где начинается территория тотального безумия и своеволия сильных мира сего.
      Блестяще созданный исторический колорит и прекрасная игра актеров - особенно игра удивительного Пола Беттани - не восполняет, впрочем, основную потерю фильма. Заигравшись в историю, МакГуиган постепенно теряет собственную авторскую хватку. То, что так выгодно отличало, например, его "Гангстера №1" (также с Беттани в главной роли) от массы схожих криминальных историй, здесь постепенно сходит на нет. Оригинальность режиссерского мышления практически не чувствуется за доминирующим фоном (работа художников, костюмеров и гримеров), декорациями и исполнительской манерой. "День расплаты" с интересом смотрится, но этого мало, чтобы отличить его от столь же мастеровитых, но, по большому счету, рядовых исторических детективов.

Алексей Дубинский - Дневник кино