№ 89

ТАЙНЫЕ АГЕНТЫ

обложка
Франция-Италия-Испания, 2004, 109 мин.
Режиссер: Фредерик Шондорффер
В ролях: Венсан Кассель, Моника Беллуччи,
Андре Дюссолье, Шарль Берлинг, Бруно Тодешини

      Под прикрытием собственной швейцарской компании русский преступник Игорь Липовский организовал контрабандную поставку оружия в Африку. Положить конец его действиям собирается французское правительство. Тайные агенты Бриссо, Лиза, Лоик, Тони и Раймон разрабатывают план против Липовского, но каждого из них есть про запас свой личный интерес, и события могут развернуться в самом неожиданном направлении...
      Случай почти анекдотический - затянутый, бестолковый шпионский боевик из Франции "Тайные агенты" вызвал бурю восхищений у русского критического бомонда. Такое было, разве что, с недавним триллером (тоже французским) "Кто убил Бэмби?" - нелепым дилетантским опусом, возведенным в ранг едва ли не шедевра. Очевидно, срабатывает пагубный принцип "на безрыбье" - глаз замыливается от лицезрения однообразного голливудского потока, и если вовремя не принять что-нибудь "анти", можно загнуться от передоза. В результате, если хитрый режиссер вместо действия предлагает бездействие, вместо бесцветного студня из штампов - мутную водицу из не пойми чего, а вместо банального, но стройного сюжета - нелепицу загадок, то его и провозгласят мессией.
      В фильме первый час герои судорожно перебираются из одного пространства в другое, общаются на отрывистом, многозначительном языке, и в кулуарах власти и темных подземельях решают судьбы маленьких невинных стран. Затем агенты-исполнители, что-то взрывающие и что-то куда-то доставляющие, начинают чувствовать себя шестерками, отчаянно пытаются вырваться за круг предписанной им роли проходных пешек. Режиссер, наверное, влюбленный в классические образцы шпионских боевиков с их плотной, вязкой интригой, многословием и завораживающим кружением на месте, очарованно заставляет героев километрами передвигаться, переходить улицы и переезжать с места на место. Зритель (критик), вдруг решивший, что "в этом что-то есть", лихорадочно узреет в таком брожении и кафкианские мотивы, и политическую сатиру, и намеренно вывернутый наизнанку жанр (расхожий эпитет - "анти-Бонд").
      Все это так и было бы, если б монотонное, утомляющее действо вырастало из серии разрозненных, но совершенных сцен-шедевров. Увы, дробя "Агентов" на куски, находишь, что большинство сцен так же вялы по ритму и бесстрастны по исполнению, неинтересно придуманы и так же неувлекательно разыграны. С камерой особые проблемы - время от времени она ведет себя как бы "странно" - то вдруг накренится, то начнет медленно кружиться вокруг героев, то вдруг рапидом зафиксирует падение машины а-ля "Матрица". Поскольку в каждом подобном случае прием единичен и неповторим, его неожиданное применение остается такой же загадкой, как и восторги русского бомонда.
      Но лучше всех развязка. После мытарств и унижений, которым подвергнуты герои вновь сошедшихся на одном экране Моники Беллуччи и Венсана Касселя, они получают-таки крупицу счастья. Думаете, это происходит потому, что в хитроумной игре они поставили шах и мат своим противникам? Как бы не так. Они просто ловко... оторвались от погони. Едва не уснувший к тому моменту зритель будет отчаянно протирать глаза, гадая, почему кино вдруг так рано кончилось, не совершив виток еще на час-другой, и "ни в жисть" не поймет, что подобное околпачивание тоже бывает первым шагом в арт-хаус, в инаковость, в любимцы критики.

Алексей Дубинский - Дневник кино