№ 9

ВЫХОД

обложка
Франция, 2000, 110 мин.
Режиссер: Оливье Мегатон
В ролях: Патрик Фонтана, Феодор Аткин,
Клотильда Куро, Манюэль Блан, Серж Блюменталь

      Станисласа дважды обвиняли: сначала в убийстве подруги, затем - в серии изощренных кровавых зверств. Оба раза он был оправдан за неимением достаточных улик, во втором случае особо постарался его новый психиатр. Однако черных пятен в биографии хватило, чтобы у него поехала крыша. Теперь каждый день ему приходится уверять себя, что он не убийца-психопат. Увы, несколько жутких доказательств способны опровергнуть это, и Стан все больше убеждается, что страдает редким психическим заболеванием: это не банальное раздвоение личности - его голова словно пустой конверт, в котором очутился некто Другой, пытающийся найти выход из его сознания...
      Фильм снят под патронажем Люка Бессона, которому мы должны быть "благодарны" за целую россыпь отвратительных "малобюджетников" (самыми идиотскими из которых были три серии "Такси"). Полнометражный дебют Мегатона пересилил эту патовую ситуацию: наконец от продюсерских усилий Бессона вышел некий толк. "Выход" - мрачный, резкий триллер, берущий курс на целый ряд лучших американских образцов, от "Семи" до "Молчания ягнят". Это словно вывернутая наизнанку формула заокеанских кошмаров, где маньяк оказывается не второстепенным, а главным действующим лицом. Словно доктор Лектер еще до "Ганнибала", уже в "Молчании ягнят", стал основным героем.
      Мегатон создает галлюцинаторное пространство снов, видений и кошмаров, причем, пользуется для этого вполне реалистичными пространствами, лишь намеренно искаженными, - красной комнатой фотолаборатории, в которой проводит полфильма герой, зловещей белизной и пустотой морга, гремящей дискотекой и даже обычным кабинетом психиатра. Сюжет постоянно дробится, двоится, рябит в глазах, словно режиссер отчаянно пытается вырвать спасительные логические звенья из наших рук. В конце же он лукаво нам улыбается и обретает черты призрачного морока, подобного тому, который навел на всех калека в "Обычных подозреваемых" Брайана Сингера. Рассказывать дальше смысла нет: кто посмотрит и сравнит обе ленты, поймет, о чем я тут толкую.

Алексей Дубинский - Дневник кино