№ 93

БЛАГОДЕТЕЛЬ (ТВОРЕЦ ДОЖДЯ)

обложка
США, 1997, 135 мин.
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
По роману Джона Гришема
В ролях: Мэтт Дэймон, Дэнни ДеВито,
Микки Рурк, Клэйр Дэйнс, Виржиния Мэдсен,
Джон Войт, Дин Стокуэлл, Дэнни Гловер

      Руди стал адвокатом назло своему отцу, который всегда ненавидел продажный "лойеров". А идеалистические взгляды на жизнь и стремление переделать мир к лучшему помогли ему добиться должности в юридической конторе, заслужившей скандальную репутацию Вместе со своим помощником, неудавшимся адвокатом Деком Шиффлетом, Руди берется сразу за три дела, одно из которых, как минимум, станет для него потенциальным провалом: он решил вступить в схватку с крупнейшей страховой компанией, отказавшейся выплатить страховку больному лейкемией, а с подобным никто не шутит, даже если Дек приговаривает: "Нет ничего более интересного, чем засадить страховую компанию"...
      Фильм можно было бы зачислить в ряд поднадоевших экранизаций Джона Гришэма, если бы не одно "но". Словно специально Коппола выбирает для экранизации самый неяркий, самый неувлекательный с точки зрения криминальной интриги роман и, по мере сил, создает драму о том, как низко сегодня ставятся понятия вроде чести, порядочности, благородства и милосердия. Он верит, что упрямые идеалисты действительно способны что-то менять. Хуже другое - после провального "Джека" Коппола словно потерял всякий вкус к изысканному изобразительному ряду, и эту иллюстрацию прописных истин снимает в какой-то механической, малоподвижной манере. Здесь еще как-то выстроены мизансцены, но монтажу придается значение столь малое, что, будь на то воля режиссера, он вообще бы снял фильм одним куском. Главное, по мысли фильма, чтобы у чувствительных зрителей комок к горлу подступал, а у главного героя все закончилось бы хорошо. Тем не менее, Но самое удивительное, что сентиментальная история Гришема действительно вывозит всю ленту. В какой-то степени "Благодетель" подготовил почву для популярных судебных баталий "Гражданский иск" Стивена Зэйлиана, "Свой человек" Майкла Мэнна, "Эрин Брокович" Стивена Содерберга, а также "Вердикт за деньги" Гэри Фледера - вновь по роману Джона Гришема.

Алексей Дубинский - Дневник кино