№ 94

ОХОТНИКИ ЗА РАЗУМОМ

обложка
США-Нидерланды-Великобритания, 2004, 106 мин.
Режиссер: Ренни Харлин
В ролях: Вэл Килмер, Кристиан Слэйтер,
Джонни Ли Миллер, Л. Кул Джей, Эйон Бэйли, Клифтон Коллин-мл.

      На затерянном островке ФБР проводит секретные занятия, формируя новый отдел "охотников за разумом", который подготовит лучших специалистов по серийным убийцам. Обучение идет вопреки всем правилам, и вот уже один из семи агентов начинает охоту на своих товарищей. Чтобы избежать смерти, агентам срочно нужно выяснить, кто из них пытается перебить коллег...
      Быть или только казаться чуть больше, чем есть, Ренни Харлину все время позволяло умение иронически дистанцироваться от собственных, предложенных зрителю зрелищ. Не берем во внимание плоского и безликого "Гонщика", его предыдущую ленту, и отметим, что в "Охотниках за разумом" есть все или, по крайней мере, многое из того, за что киноманы полюбили Харлина в 90-х. По большому счету, "Охотников" можно назвать развернутой самоцитатой самой яркой и запоминающейся сцены в харлиновской фильмографии - пролога в "Скалолазе", когда миллиметр за миллиметром из рук Сильвестра Сталлоне ускользала его подружка, готовая навсегда ухнуть в скалистое дно. Предательское снаряжение, разваливающееся на глазах, и подлая перчатка, скользящая в натренированных руках настоящего мужика, - будущая квинтэссенция драматических событий на секретном острове, где горстка профессионалов до мозга костей в том же подвешенном, полубезумном состоянии пытается избежать ловушек, расставленных неприветливым пространством. В этом отношении "Охотники..." обнаруживают свое непрямое родство с "Пунктом назначения" - и тут, и там люди становятся жертвами не себе подобных, а аттракционно выстроенных сочетаний несущих гибель вещей. Вещный мир, взбунтовавшийся и взорвавший пространство, скрывает тупую, непроницаемую силу, бросающую вызов человеку. Неслучайно, большинство героев фильма гибнет от тех предметов, знатоками которых они являются. Таинственный убийца ловко использует не только их слабые, но и сильные стороны (а точнее, их сила становятся их же слабостью).
      Но вволю наигравшись со своими слепыми мышатами и отдавшись бурному потоку бесконечного цитирования (поверьте, "Мышеловка" и "Десять негритят" не единственное, что придет вам на ум), Харлин отлично понимает, что историю надо как-то заканчивать. Если перед нами все же не "Пункт назначения", значит, за всеми убийствами должен стоять конкретный человек. Он не может прийти со стороны, что нарушило бы правила детектива и вряд ли убедило зрителей, а значит, должен оказаться кем-то из своих. Конечно, Харлин предложит нам убийцу и максимально без швов постарается объяснить его поступки и мотивы (а швы останутся - будьте уверены), но как бы не закончился фильм, разгадка покажется прямолинейной и простой, а пресная, шаблонная концовка довершит печальную картину. Но вот за первые две трети фильма, за то, что еще не растерял вкуса к кинематографу, за умение выстраивать увлекательный и ироничный жанр, - за все это Харлину многое простим - за концовку, "Гонщика", шаблоны и убитых звезд в самом начале.

Алексей Дубинский - Дневник кино