№ 98

КОЛЕСО ФОРТУНЫ

обложка
США, 1997, 117 мин.
Режиссер: Роберт Олтман
В ролях: Гленн Клоуз, Джулианн Мур,
Лив Тайлер, Крис О'Доннелл, Чарлз С. Даттон,
Нэд Битти, Лайл Ловетт

      Провинция всегда - тихий омут. Трясина, поглощающая в себе все надежды и светлые мечты, стоячее болото, на котором нет-нет да и и пробежит легкая рябь беспокойства. Или в Мценском леди Макбет объявится, или мисс Марпл в очередной раз возьмется за дело хитроумного владельца усадьбы, отравившего жену и ее любовника.
      Упоминание Агаты Кристи неслучайно Именно ее роман "Объявлено убийство" отчасти фильм Роберта Олтмана. Конечно, Камилла Диксон не злодейка из кристиевского романа. Так, местная стерва, двинутая на постановках помпезных спектаклей по Шекспиру в местной церквушке. А когда речь заходит а ее личной выгоде, она готова спектакль перенести со сцены в жизнь. Старая и больная Джуэл Мэй, тетушка Камиллы, пустила себе пулю в лоб, чтобы отправиться к горячо любимому мужу. Но такой расклад не устраивает стервозную племянницу, которая избавляется от предсмертной записки и превращает дом Джуэл в место преступления с ограблением и убийством...
      Как всегда у Олтмана, в фильме действующих лиц намного больше, и даже самые, казалось бы, второстепенные играют большую роль. Например, Эмма Дювалл, дочь Коры, которая родилась 1 апреля и которой пришлось узнать, какую шутку над ней сыграли в день рождения. Невиновному Уиллису, обвиненному в убийстве, тоже есть, в чем признаться. А Камилла, в результате, в жизни окажется таким же бездарным режиссером, как и в театре. Потому что нельзя назначать на главную роль идиотку - она может свыкнуться со своей ролью настолько, что уже не выйдет из нее.
      Фильм о том, как мир может с легкостью, в угоду прихотливому о нем мнению великого барда, превратиться в театр. И набор режиссеров в этом театре столь же прихотливый - от самых добрых или суровых до самых стервозных. Этот мир способен превратить даже мирные, идиллические уголки в арену страстей. Но провинция Олтмана, как ни странно, не получается зловещей, как, например, у Стоуна в "Развороте". То ли именитому режиссеру вдруг недостало сатирических красок, то ли слишком любит уж он своих героев. Ибо шериф Лестер Бойд постоянно твердит о Уиллисе: "Он невиновен, ведь мы ездили с ним на рыбалку". Как?! Неужели у Олтмана такая короткая память? Ведь еще в тех же "Коротких отрезках" он дал потрясающий портрет нашего циничного мира: трое рыбаков находят в реке обнаженный труп, но решают о нем не сообщать, пока как следует не насладятся ловлей. И после этого Олтман хочет, чтобы мы верили в невиновность человека лишь потому, что он ездит на рыбалку? Режиссер явно противоречит сам себе. Хотя его ироничный псевдодетектив спасает актерский ансамбль, как всегда у Олтмана блестящий.

Алексей Дубинский - Дневник кино