eye
Что такое "Нуар"? (Американская версия).


      Впервые термин «Роман- нуар» появился во Франции в 18в. для обозначения английского готического романа. В 20в. он получает новое значение - термин используют как синоним американского hard-boiled детектива. Французский исследователь литературы Жан-Жак Шреле считает, что «Для французских литературоведов и критиков нуар означает жанр hard-boiled, появившийся с рассказами Д.К. Дейли, Д. Хэммета и писателями журнала Black Mask, продолженный авторами второго поколения (Д. Кин, Ч. Вильямс и др.) и современниками (Л. Блок, Д. Эллрой, Т. Харрис и др.). по
      В отличие от французской, американская трактовка нуара появилась на 38 лет позже. Здесь слово «нуар» впервые было использовано кинокритиками и появилось в книге Чарльза Хаэма и Джона Гринберга «Голливуд 40-х» (1968г.). В свою очередь они заимстовали его у французов, где впервые термин был употреблен в отношении кино Нино Фрэнком в 1946 году. До 1984 года нигде в США слово «нуар» не было использовано в отношении литературного произведения.
      В американской литературе слово «нуар» появилось в предисловии к романам Джима Томпсона, написанное издателем Барри Гиффордом для новой серии Black Lizard Books. Термин предлагался специально для характеристики творчества таких авторов, как Д. Томпсон, К. Вулрич, Д. Гудис и ряда других. Новый субжанр предлагалось рассматривать как часть hard-boiled, связанного происхождением с творчеством таких авторов, как Дж. Кейн и У. Барнетт. Балтиморский дом
      Большинство этих американских писателей долгое время не переиздавалось в США, между тем во Франции они были необычайно популярны, на что и обратил внимание приехавший туда в 1983 году Б. Гиффорд. Публиковавшиеся издательством Gallimard серии Serie Noire и Carre Noire были посвящены жанру hard-boiled и отражали французское понимание нуара. Сузив круг имен Гиффорд предложил американскую версию «нуара», добавив к упомянутым Томпсону, Вулричу и Гудису Чарльза Вильямса, Петера Рабе, Дэна Марлоу. Нуар оказался наиболее подходящим словом для характеристики творчества этих писателей, т.к. их произведения отличались более мрачным содержанием по сравнению с другими авторами hard-boiled. Никаких дискуссий по поводу правомочности или уместности этого термина для определения особенностей соответствующей части крутого детектива никогда не было, и предложение Гиффорда вскоре прижилось.
      Таким образом, нуар стал определяться как часть hard-boiled, где героем в основном выступал не сыщик, а жертва преступления или преступник. Другой характерной особенностью субжанра был показ секса как разрушительной силы человеческих отношений. В качестве предшественников субжанра автор статьи называет такие произведения, как «Маленький Цезарь» (1929г.) У. Барнетта и «Почтальон всегда звонит дважды» (1934г.) Д. Кейна, содержащие некоторые элементы нуара. Большое влияние на развитие направления оказали «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли» (1935г.) Хораса Маккоя и «You Play the Black» и «Red Comes Up» (1938г.) Ричарда Халласа. К концу 30-х годов 20 века сложились основные признаки нуара, но субжанр не получает развития в основном из-за недостатка средств его популяризации – издания в твердой обложке и солидные журналы выпускали ограниченное количество «крутых детективов» вообще; pulp-журналы предпочитали рассказы. Кроме того, все эти издания в то время весьма прохладно относились к сексуальным сценам в сюжете.
      В 40-е нуар продолжает развиваться, в первую очередь в творчестве К. Вулрича. Успех направления связан и с интересом к нуару кинематографическому, хотя часто нуар литературный и нуар-кино не были связанными друг с другом. по
      Настоящий расцвет нуара связан с выходом первой партии книг в мягкой обложке Gold Medal Books. Эти издания не пасовали ни перед наличием сексуальных сцен, ни перед мрачностью и цинизмом. Неудивительно, что некоторые романы Д. Кейна вышли именно в мягкой обложке, после многочисленных отказов со стороны других издательств.
      В 1949 году издательство Fawcett Publications (журналы, комиксы, собственная дистрибьюторская сеть) заключило крупный договор с Национальной Американской Библиотекой. Контракт запрещал издательству переиздавать книги в мягкой обложке, но оставил без внимания издание оригиналов в мягком переплете. Прежняя практика изданий в мягкой обложке применялась исключительно как средство увеличения тиража тех книг, что успешно распространялись в твердом переплете. Как только контракт был подписан, Fawcett объявило о серии Gold Medal Books в которой выходило до 8 первоизданий в месяц. В первое время нуар не был основной частью продукции серии, но все изменилось в феврале 1951 года, когда редактором серии стал бывший голливудский сценарист Ричард Кэрролл. Gold Medal Books становится лидером в издании нуара, представляя таких авторов как Ч. Вильямс, П. Рабе, К. Адамс, Д. Кин, М. Альберт, В. Миллер и Д. Томпсон.
      Тиражи Gold Medal Books достигают огромных цифр. «Любимая женщина Кэссиди» Дэвида Гудиса издана тиражом миллион экземпляров; «Девушка с холмов» Чарльза Вильямс – миллион двести тысяч; «Дом плоти» Бруно Фишера – миллион восемьсот тысяч. Примеру Gold Medal последовали другие издательства – Dell, Lion, Avon. Lion в частности специализировалось на Томпсоне и издало большинство его ранних работ. улица Морг
      50-е годы стали десятилетием расцвета изданий в мягкой обложке, но уже в начале 60-х положение изменилось. Книжный рынок претерпевал изменения в связи с популярностью телевидения. Некоторые издательства прекратили работу. Gold Medal Books сосредоточился на серийных героях «крутого» детектива, таких как Шелл Скотт и Тревис Макги.
      Интерес к нуару возродился в 80-е, когда вслед за Black Lizard другие издательства начали не только переиздавать классику жанра, но и печатать произведения современных авторов. Новый пик популярности пришелся на 90-е, после нескольких удачных экранизаций нуар-романов. Таким образом, пережив расцвет в 50-е и начале 60-х нуар жив и сегодня.
      Это сокращенный вольный перевод статьи Джорджа Татла написанной им в 1994 году для журнала «Mystery scene» и в дальнейшем выложенная им в Сети. В ее финале автор приводит список наиболее значительных, на его взгляд, произведений субжанра нуар.


  • 1950г. «The Desperado» (Клифтон Адамс)
  • 1951г. «Девушка с реки» (Ч. Вильямс)
  • 1952. «Убийца во мне» (Д. Томпсон)
    1952г. «Plunder» (Бенджамин Эппл)
    1952г. «The Brotherhood in Velvet» (Дэвид Карп)
  • 1953г. «Hell Hath No Fury» (Ч. Вильямс)
    1953г. «Black Wings Has My Angel» (Эллиотт Чейз)
    1953г. «Дикая ночь» (Д. Томпсон)
  • 1954г. «Joy House» (Дей Кин)
    1954г. «Hell of a Woman» (Д. Томпсон)
    1954г. «Черная пятница» (Д. Гудис)
    1954г. «A Touch of Death» (Ч. Вильямс)
    1954г. «To Find a Killer» (Лайонел Вайт)
  • 1955г. «Pick-Up» (Чарльз Вайлфорд)
    1955г. «Clean Break» (Л. Вайт)
    1955г. «Death's Sweet Song» (К. Адамс)
    1955г. «After Dark, My Sweet» (Д. Томпсон)
  • 1956г. «A House in Naples», «Kill the Boss Good-By» (Петер Рабе)
  • 1958г. «Человек в бегах» (Ч. Вильямс)
  • 1959г. «Kitten with a Whip» (Вэйд Миллер)
    1959г. «Побег» (Д. Томпсон)
    1959г.«The Last Night» (Джон Макпартленд)
  • 1960г. «The Devil Wears Wings» (Гарри Вайтингтон)
    1960г. «The Three-Way Split» (Джил Бревер)
  • 1961г. «Cry Me a Killer» (Гаррити (Дейв Геррити))
  • 1962г. «The Name of the Game is Death» (Дэн Марлоу)
  • 1964г. «Pop. 1280» (Д. Томпсон)