cinema

Герт Прокоп
(1932 - 1994)

      Герт Прокоп - немецкий писатель, автор фантастических и детективных произведений. Русскому читателю известен его детективный роман "Смерть репортера", выходивший в "Библиотеке "Подвиг" (приложение к журналу "Сельская молодежь") в 1980 году, - и снятый по его сценарию фильм "Один станет трупом" (киностудия ДЕФА), шедший в советском прокате.
      В ГДР (а после объединения Германий - и в ФРГ) пользовались большим успехом его научно-фантастические произведения. Свидетельством популярности стало присуждению писателю в 1994 году литературной премии имени Курда Лассвитца ("немецкого Жюля Верна") - самой престижной премии ФРГ в области научной фантастики, аналог американской "Хьюго". обложка
      Несмотря на внешне благополучную судьбу, Прокопу, по всей видимости, не удалось вписаться в новую реальность, сложившуюся после 1989 года. В 1994 году писатель покончил с собой - вскоре после получения премии.
      Лучшими произведениями Прокопа и критики, и читатели считают его научно-фантастические детективы, собранные в двух книгах "Кто украл голени" ("Wer stiehlt schon Unterschenkel?", 1977) и "Ограбление банка семени" ("Der Samenbankraub ", 1983), или, как их назвал сам автор - криминальные истории XXI века. Действие этих рассказов разворачивается в 2100 году в США, превратившихся в жуткую тоталитарную державу, напоминающую временами оруэлловский Ангсоц, а временами - голливудские постапокалиптические "ужастики". На месте городов - мегаполисы, представляющие собою конгломераты небоскребов, а между городами - гигантские свалки, зараженные химическими и радиоактивными отходами, которые не в силах преодолеть ни один человек.
      И на этом мрачном фоне постоянный герой детективов - частный сыщик-лилипут Тимоти Тракл по прозвищу "Тайни" ("Крошка") и его "партнер" - суперкомпьютер Наполеон - расследуют загадочные преступления, будучи вынужденным противостоять не только преступникам, но и всемогущим спецслужбам, которые более всего заботятся о том, чтобы к "Внешним" (так называют в рассказах весь прочий мир, от которого Америка отгородилась) не просочилась информация об опасных экспериментах, о настроениях, о внутренней политике - словом, обо всем.
кадр
      В рассказах Герта Прокопа чувствуется влияние классиков детектива, прежде всего, Рекса Стаута и Эрла Стенли Гарднера. Так, во взаимоотношениях Тайни и Наполеона можно усмотреть парафраз парочки Арчи - Вульф. При этом, лилипут Тимоти Тракл напоминает и миниатюрного Дональда Лэма из гарднеровской серии. А постоянная соперница Тимоти Тракла - сотрудница ФБР Дебби по прозвищу "Трясогузка" - габаритами, отсутствием женственности и темпераментом - вылитая Берта Кул из того же сериала.
      Рассказы Прокопа нисколько не устарели и сегодня. Их тематика, к сожалению, все еще актуальна - использование науки во зло ("Кто украл голени?", религиозный фанатизм и сектанство ("Сэмюэль, монстр"), супернаркотики ("Снеговик и человек из XX века) и т.д. А о привлекательности главных героев свидетельствует тот факт, что в ФРГ, уже после смерти Герта Прокопа, появилось несколько продолжений сериала, самым известным из которых является роман "Темный свет на сетчатке".
      К сожалению, русскому читателю известен лишь один рассказ о крохотном сыщике - "Смерть бессмертных", переведенный Е. Факторовичем и опубликованный в журнале "Человек и природа" в 1988 году, а затем включенный в сборник детективной фантастики "Ночь, которая умирает" (серия "Зарубежная фантастика" изд. "Мир", 1988).